Желать зла и отвращаться от добра человек не
может,
а может только зло считать добром, а добро — недобром
и по обольщению первого желать под видом добра,
а последнего не желать, представляя его недобрым
5. Утрата грешным человеком истинной свободы воли
Как было сказано в предыдущих главах, грехопадение привело к тому,
что свобода непринуждённо, без усилий творить добро, подлинная
свобода утрачена человеком. Его воля ослабла и помрачилась и
порой не может решить, стремится ли она к истинному добру или к
иллюзорному, человека постоянно терзает проблема выбора, им стали
обладать страсти и он стал рабом, пленником собственного греха, и
мира, лежащего во зле, и дьявола, которым его воля не в состоянии
противостоять, если он не прибегает к помощи Божией.
Священное Писание свидетельствует о состоянии воли грешника:
«Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34). «…кто кем
побежден, тот тому и раб» (2 Петр. 2, 19).
Св. Феофан Затворник пишет о заблуждениях грешной человеческой
воли: «…воля, которой принадлежит устроение нашей земной
временной жизни, — предприятия, планы, нравы, поступки,
поведение — вообще все, чем выражает себя человек во вне
изнутри. Ее можно назвать способностью стремлений и расположений.
Главный предмет ее — благо. Виды ее действий — желание
и отвращение: отвращаясь от зла, стремиться к добру — в
этом вся жизнь. Желать зла и отвращаться от добра человек не
может, а может только зло считать добром, а добро — недобром
и по обольщению первого желать под видом добра, а последнего не
желать, представляя его недобрым».
Св. Феофан Затворник говорит о порабощённом состоянии воли
грешника, не просвещённого благодатью: «Самостоятельность,
свойственная человеку, отличается разумностию и свободою.
Разумность требует, чтобы действия располагались по своему
усмотрению, своим целям и своеличному распоряжению разумному.
Признаком его отличительным служит то, если мысль всегда
предшествует желанию; напротив, где желание правит мыслию, там
отсутствие или неблагосостояние сего свойства не подлежит никакому
сомнению. У человека-грешника, неводимого и неукрепляемого
благодатно, так и есть. Мы видели уже, что он предан механизму
внутренних движений; и Слово Божие говорит о нем, что он творит
только волю плоти и помышлений (Еф. 2, 3) и ходит в своих
похотях (2 Пет. 3, 3), то есть как захотел, так и делает, тогда
как следует действовать так, как находит человек сообразным с
собственным своим назначением.
Свобода состоит в том, чтобы располагать действиями без всякого
насилия и увлечения совне или изнутри, прямо от лица.
Отличительный ее признак — независимость и непринужденность.
Если бы кто хотел сделать что по своему усмотрению, а между тем
бывает вынуждаем делать иначе, то свобода сия, очевидно, была бы в
узах. Такою она изображена апостолом Павлом в человеке-грешнике, о
котором в своем лице говорит он: «не еже хощу, сие творю, но еже
ненавижу, то содеваю».
Сии узы налагаются:
Грехом, живущим в нас: «уже не аз сие творю, говорит там же
апостол, но живый во мне грех… Вижду бо ин закон во удех моих,
противовоюющ закону ума моего и пленяющ мя законом греховным, сущим
во удех моих» (Рим. 7, 14-23). Силу сего греха больше всего
испытывает, чувствует и знает по опыту тот, кто пришел в сознание
своей господствующей страсти и собирается одолеть ее. Он видит, как
ведется вслед своей похоти, влеком и прельщаем как невольник (Иак.
1, 14). Посему таковые в Слове Божием называются рабами греха (Рим.
6, 7-20), проданными под грех (Рим. 7, 14); «имже бо кто побежден
бывает, сему и работен есть» (2 Пет. 2, 19).
Миром. Над человеком, не приявшим благодатной силы,
господствуют сила и власть страстных обычаев мирских и духа,
действующего в мире, до того, что ему и на мысль даже не может
прийти решиться на что-нибудь противное. «Никак нельзя: так
принято». Этим выражается общее сознание своего рабства духу мира.
Поддерживается сия власть некоторой боязнию или страхом за жизнь.
Ибо иначе надобно выйти из мира, куда же?! Посему в Слове Божием
они и называются порабощенными под стихиями мира (Гал. 4, 3),
ходящими «по обычаю мира сего» (Еф. 2, 2), «по преданию
человеческому» и «по стихиям мира» (Кол. 2, 8).
Диаволом. Он действует через мир и грех, в нас живущий;
потому большею частию сокрыты узы его. Но если покаявшийся человек
осмотрится и сообразит прежнюю свою жизнь, то найдет, что в пути
его к погибели была соблюдаема самая хитрая сообразительность, не
его, впрочем, и не других людей. Чья же? Очевидно, чья —
человекоубийцы искони. Следовательно, надобно сказать, что каждый
грешник, как и все грешники, суть лица, состоящие в распоряжении
злого духа, или суть рабы его. Рабство сие выражается в отвращении
грешника от всего священного и в его бессилии привлечь себя к
чему-либо такому. В Слове Божием грешники, чуждые Духа Христова и
благодати его, прямо называются рабами диавола, содержащимися в
области его (Деян. 26, 18) и сетях, и суть живи уловлени от него в
свою его волю (2 Тим. 2, 26).
Таким образом, разумно-свободная самостоятельность у людей, не
приявших в себя благодатных, восстановительных сил — в худом и
униженном состоянии. Напротив, у приявших сии силы она является в
истинном своем значении».
Итак, воля того, кто живёт во грехе, всё более ослабевает, всё
более порабощается страстями и дьяволом, извращается и
разлагается.
Арх. Рафаил (Карелин) пишет о разложении воли человека, живущего во
грехе:
«Когда человеком овладевает сатана, он оказывается порабощенным, и
его воля подвергается саморазложению».
6. Путь исцеления воли – жизнь по Богу
«После грехопадения человека Бог не отверг человека-грешника. Божий
Промысл предвидел будущее падение не укрепившейся свободной воли
человека. Предвидя падение, предустроил и восстание. Грехопадение
Адама не оказалось непоправимой гибелью для человечества. Силой
возрождающей, по предвечному определению Божию, явилось нисшествие
Сына Божия на землю» (Православное догматическое богословие).
Исцеление воли, как и всех других сил души человека, происходит в
соединении с благодатью в Церкви Христовой. Для уврачевания воли
необходимо свободное желание самого человека, усилие и
постоянный труд, подвиг его воли, переориентация воли:
отвержение собственной греховной воли и следование воле Божией.
Для христианина слова молитвы Господней «да будет воля Твоя» — это
глубоко переживаемая внутренне тайна обожения и спасения.
Преп. Иустин (Попович) так формулирует учение преп. Макария
Великого об исцелении и обожении воли: «Человеческая воля
освобождается от власти диавола и излечивается только соединением с
волей Божией. В воле Божией воля человеческая находит свою
целостность, свое здравие».
Арх. Рафаил (Карелин) пишет о преобразовании воли христианина:
«Свобода человека осуществляется через жизнь по Богу, и тогда
гномическая воля соединяется с природной».
Исцеление воли – это воссоздание её целостности путём
слияния, воссоединения её с волей Божией, благой и совершенной.
Св. Феофан Затворник пишет о том, что лишь Божия благодать,
действующая в Христианской Церкви, может восстановить, возродить в
человеке силы его души: «Всякий входящий в мир сей вступает в
область смерти и через смерть временную должен подпасть смерти
второй, вечной. Такой и есть естественный порядок жизни человека
падшего и пребывающего в падении. Изменение в нем производится
только Божественною благодатию. Она, пришедши, зарождает в человеке
истинную жизнь во Христе Иисусе. Восприявший в себя благодать
полагает в своем растлении нетленное семя, которое возрастает в
древо жизни. Кто удостаивается сего, тот изъемлется из челюстей
смерти, а кто — нет, тот пребывает в смерти (1 Ин. 3, 14); не
веруяй не узрит живота (Ин. 3, 36).
Так верующий, сочетаваясь со Христом, принимает новую жизнь (Рим.
11, 15) и потому переходит от смерти в живот (1 Ин. 3, 14), из
мертвого становится живым (Рим. 6, 13). Это зависит от того, что
при сем соединяется человек с Богом, источником жизни. Он уже имеет
в себе Сына, а с ним живот (1 Ин. 5, 12) и принял Духа
животворящего (Рим. 8, 10); живот его сокровен есть со Христом в
Боге (Кол. 3, 3); ибо не ктому он живет — но живет в нем
Христос (Гал. 2, 20).
Сила нового рождения и жизни начинает истреблять в человеке грех, а
вместе с тем уничтожать и следствия греха — расстройство сил
и частей его существа, или восстановлять в нем жизнь истинную,
которая в нем множится, растет, приходит от силы в силу и
преисполняет его отрадою. А здесь, сподобившись приять духа жизни,
он и вечно будет жить, ибо над ним смерть вторая не возымеет
власти».
Св. Феофан Затворник показывает, как воля у человека, вставшего на
путь спасения, преображается, она освобождается от рабского
служения греху: «…у приявших сии силы она [разумно-свободная
самостоятельность] является в истинном своем значении.
…особенно же потому, что с минуты обращения к Богу и
воссоединения с Ним благодатию всякое у них действие производится
не иначе как по сознанию воли Божией на него, всякое действие
— и внутреннее, и внешнее. Они уже «не к тому человеческим
похотем, но воли Божией прочее по плоти живут время» (1 Пет. 4, 2).
Жизнь по воле Божией есть в высочайшей степени жизнь разумная.
Здесь воля Божия через покорный внушениям ее разум правит всеми
делами и всем ходом жизни и ведет человека к последней его цели.
Отсюда строй, целость жизни.
И свободным в полном смысле можно назвать только того, у кого жизнь
устрояется показанным образом. Тот только и свободен истинно, кого
освободит Иисус Христос (Гал. 5, 1); там только и свобода, где Дух
Господень (2 Кор. 3, 17). Пребывающий в Господе Иисусе Божественною
силою Духа христианин наслаждается отрадным состоянием свободы
(Рим. 8, 2). Грех им не обладает (Рим. 6, 7-12), из мира он изъят
(Ин. 15, 19) и небоязненно готов говорить истины пред владыками
(Мф. 10, 18), диавола и всю силу вражию он попирает (Лк. 10, 19).
Поэтому он стоит, как столп твердый, не колеблясь никакими
противностями; никакие стечения обстоятельств не овладевают им; а
напротив, он ими располагает по своему усмотрению или ведет себя
среди их, не изменяя своего настроения и главных своих
преднамерений».
Преп. Иустин (Попович) излагает учение преп. Макария Великого о
том, что исцеление воли происходит при её соединении с волей Божией
и обожении воли христианина-подвижника: «Воля есть единосущная
часть богообразной души и своей природой проходит через все степени
развития души. Обожение души происходит и через волю. Соединяясь с
благодатью, воля обожается. Человеческая воля освобождается от
власти диавола и излечивается только соединением с волей Божией. В
воле Божией воля человеческая находит свою целостность, свое
здравие. Синергизм воли и благодати проявляется через
«христообразную», богочеловеческую деятельность. Обоженная воля
формирует всю свою деятельность по образу Божию —
‘
, то есть в соответствии с
очищенной богообразной своей сущностью, что предполагает личное
участие Триипостасного Божества.
Христообразную, духоносную личность Дух Святой ведет к совершенному
исполнению воли Божией —
(18,
11). Поскольку воля души согласна с волей Божией, постольку она
способна на вечные, богочеловеческие дела, на служение Святому Духу
(17, 8). Таинственно, через всю сложность жизненных обстоятельств
Дух Святой ведет, поддерживает равновесие и гармонию между волей
Божией и человеческой, потому что знает «волю Господню» (19, 9),
«волю Христову». Только Он учит человека познанию таинственной воли
Божией, «так как только Святому Духу известна воля Божия». «Без
Духа Святого… никто не может познать —
— волю Божию».
Таким образом, для преподобного Макария Великого
облагодатствование, обожение воли является правилом христианской
жизни — conditio sine qua non — и необходимостью в познании
Истины».
7. Направление воли христианина — отвержение себя, своей воли, и
следование воле Божией
Мы видим, что святые отцы указывают важнейшим условием исцеления
воли – следование воле Божией, согласование с ней, соединение
воли человека с волей Божией.
В Молитвенном правиле мы многократно читаем прошения о том, чтобы в
нас совершалась не наша грешная воля, но воля Божия:
Молитвы утренние
Молитва Господня: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя
Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и
на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги
наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во
искушение, но избави нас от лукаваго.
Молитва первая, святого Макария Великого: Боже, очисти мя грешнаго,
яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго,
и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя
недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа,
ныне и присно и во веки веков Аминь.
Молитвы на сон грядущим
Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста: Господи, веси, яко твориши,
якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко
благословен еси во веки. Аминь.
Молитва 9-я, ко Пресвятой Богородице, Петра Студийского: Не
попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да
будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и
подаст благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал
сквернодейства, и прочее пожил бых в повелении Сына
Твоего…
Преп. Петр Дамаскин пишет: «Мудрый отсекает хотения своя, а
безумный, последуя им, терпит скорби».
Св. Феофан Затворник пишет о том, что путь спасения проходит через
самоотвержение, борьбу с самолюбием ради следования воле Божией:
«Так как человек создан по образу Божию, то его главною
потребностию, а за нею стремлением должна быть жажда Бога и
Божественных вещей.
…В человеке, в невинном состоянии, и была сия правота в
сердце или воле, но через падение в нем должно было произойти и
действительно произошло превращение. Куда направилась его воля? Как
видно из обстоятельств падения — к себе. Вместо Бога человек
сам себя возлюбил бесконечною любовию, себя поставил исключительною
целию, а все другое — средством.
Отсюда видно, что главное расположение, гнездящееся в самой глубине
души у человека падшего и еще не восставшего, есть самолюбие, или
эгоизм. &h
6616
ellip; Вот почему заповедуется в самом начале доброй
жизни во Христе Иисусе отвергаться себя, потом, во все продолжение
хождения вслед Христа, не себе угождать (Рим. 15, 1), не своего
искать (Флп. 2, 4). Когда Макарий Великий советует войти глубоко
внутрь себя и убить на самом дне сердца гнездящегося змия, то
разумеет под сим змием самолюбие (Сл. 1, гл. 1).
Все порочные расположения или все нравственное зло истекает уже из
самолюбия, как говорит Феодор, епископ Едесский (Добротолюбие, т.
3, гл. 93). «Самолюбие есть мать неизобразимых зол. Кто побеждается
им, тот входит в союз и со всеми прочими страстями».
… первые порождения самости суть гордость, или вообще жажда
возвышения, корыстолюбие, или любостяжание, и плотоугодие, или
полнее, жажда наслаждений и удовольствий всесторонних.
… На кого, однако ж, воздействует благодать, в том
происходит существенное изменение в настроении воли. Сие изменение
совершается, когда сокрушительным действием покаяния совершается
самость и человек, через веру в Господа Иисуса Христа восходя к
благонадежности спасения и решаясь работать Господу до положения
живота, ради того в таинстве крещения или покаяния непостижимо
воссоединяется через Господа Иисуса Христа с Богом и становится
причастником Божественного естества. Как прежде, отпадши от Бога,
он остановился на себе и ради себя прилепился к тленному, так
теперь, по обращении, отвергшись себя и всего тварного, он сердцем
прилепляется к Богу. Отсюда главные расположения воли у христианина
суть самоотвержение и ревность о пребывании в сообщении с Богом,
или любовь.
Самоотвержение есть отрицание самолюбия. Оно преследует все, на чем
есть печать самости, ненавидит ее и отвращается от всех вещей,
питающих ее; ставит ни во что все преимущества временны