Погиб человек по свободному произволению —
и спастись предоставляется ему по свободному произволению
8. Господь не насилует свободы, а вразумляет, пробуждает,
поражает
Промысл Божий выводит человека на путь спасения, действиями
благодати испытывая, выправляя и укрепляя его волю.
Преп. Иустин (Попович): «…по учению преподобного Макария
Египетского, отношения благодати с человеком сосредоточены вокруг
его воли. Из этого вытекает многообразие спасительных действий,
потому что воля «приводится в колебание … всякого рода
удовольствиями» (5, 2), и поэтому благодать «различно
видоизменяет свои действия к его пользе» (8, 2). Этими
действиями благодать выводит человека на путь подвижничества».
Преподобный авва Исаия: «Если Бог хочет помиловать душу, а она
упорствует и не повинуется, но поступает по своей поврежденной
воле, то Бог попускает ей скорби, которые она не желала бы иметь,
чтобы таким образом эта душа взыскала Бога.
Бог не помогает тем, которые хотя и вступили в служение Ему, но
одновременно служат и страстям. Бог предоставляет их самим
себе, так как они произвольно захотели следовать себе, и
предает их в руки их врагов, демонов…»
Св. Феофан Затворник: «Господь не насилует свободы, а вразумляет,
пробуждает, поражает. Лучшее к тому средство — чудо внешнее. Быть
ему положено тогда, когда было положено быть разумной твари,
управляющейся свободой. Эта связь так существенна, что
отвергающие сверхъестественное действие Божие на мир вместе с
тем отвергают и свободу человека, сознавая, что последняя
необходимо вызывает первое; и, наоборот, исповедующие истину
воздействия Божия в мире поверх естественного течения явлений могут
смело им говорить: «Мы чувствуем, что мы свободны». Сознание
свободы так же сильно и неотразимо, как сознание бытия. Свобода
же неотложно требует непосредственных промыслительных Божиих
действий; следовательно, и их призвание так же твердо стоит, как
сознание свободы».
Св. Амвросий Оптинский: «Креста для человека, т. е. очистительных
страданий душевных и телесных, Бог не творит. И как не тяжек бывает
у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево,
из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.
Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда
отступит от него, и начнет бросаться то в одну, то в другую
сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и
толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для
человека крест. Они бывают конечно разные, кому какие нужны».
Преподобный Симеон Новый Богослов: Бог, Всесильный и Непобедимый,
помогает тем, которые произволением своим хотят противоборствовать
диаволу, и делает их победителями зла. А тех, которые не хотят
противоборствовать диаволу и бороться с ним, Бог не принуждает,
чтобы не разрушить свободной воли разумного естества нашего,
которое Он создал по образу Своему, и не низвести нас в чин
бессловесных животных.
Преп. Иустин (Попович) излагает учение преп. Макария Великого о
спасительных действиях благодати на человека: «…[действия]
благодати, которая «по особенному смотрению удаляется от нас, чтобы
мы усиленнее искали ее» (27, 12). Законами благодати испытывается
свободная воля человека, «к чему она склонна и с чем согласна» (26,
5), чтобы «видеть, точно ли верным и истинным почитают Бога» (29,
2). При разном проявлении воли человека благодать изменяет свои
действия. Если воля засвидетельствовала свою духовную опытность
и душа «после великого терпения и великодушия, после искушений и
испытаний» осталась верной, тогда «действие Божией благодати
открывается в человеке, и он принимает дарования Духа Святого» (9,
7). В случае отступления грех изменяет характер отношений.
Благодать оставляет человека, но, при этом, «Сила Божия не
попускает тьме войти в душу и поглотить ее» (47, 9)».
Преп. Макарий Оптинский объясняет, как Промысл, не посягая на
нашу свободу, направляет христианина к исцелению его воли и
спасению посредством соединения с волей Божией: «Человек одарен от
Бога разумом и свободною волею в избрании лучшего, посему желание
наше есть происхождение свободной воли; когда самовластное наше
произволение, разумом управляемое, желает доброго, т. е. исполнения
воли Божией, и стремится к оному делом, то сие угодно Богу, и Он
помогает нам в творении сего. Когда же по безумию желает противного
воле Божией и старается о соделании сего, Бог, не связуя нашего
самовластия, попускает быть сему, но за первое награждает, а за
второе наказует, о чем в Священном Писании много упоминается.
Посему желание благого есть сродно нашему естеству и никак не
погрешительно, и не только о желании, но даже и о старании к
исполнению его надобно иметь попечение. Но только надобно желания
свои и деяния сообразовать и согласовать с законом Божиим,
предавать воле Его и просить Его содействия; то, когда усмотрит
Бог, что нам это на пользу и согласно с Его волею, пошлет и помощь
Свою к содействию нам в оном деле. А когда не предвидит нам пользы
и нет Его воли, то — хотя и мним мы, что доброе дело
желаем исполнить, но оное случается или по тщеславию, или по
другим каким видам, — препятствует исполнению его, потому что
мы просим Его: да будет, Господи, воля Твоя.
Ты полагаешься на мой совет и благословение о твоем замужестве. Но
кто я, и что значу? Будущее мне неизвестно — будешь ли ты
счастлива в супружестве или нет, и потому не беру на себя сказать
тебе решительно, а предоставляю воле Божией. Воля же Божия не
связывает нашего самовластия, но совершается, взирая на оное
— к чему клонится. Есть воля Божия по благоволению, и есть
воля Божия по попущению, — и сия последняя бывает, когда
мы хотим, чтобы было непременно так, как мы думаем, что будет для
нас хорошо. А когда отдаемся в волю Божию и ищем не того, чего
хотим, а что Ему будет угодно и нам полезно, то в сем бывает воля
Божия — по благоволению, полезная и спасительная для нас, а
при воле Божией, бывающей по попущению, неизбежны скорби и
печали».
9. Значение действий воли человека для его спасения
Святые отцы учат, что человеческая воля ко благу есть существенное
условие спасения, и Бог не спасает нас без нашего на то
произволения, а произволение наше доказывается добровольными
трудами.
Преп. Макарий Великий: «Бог ожидает горячего, по мере сил наших,
устремления к Нему нашей благой от произволения веры и усерд
6481
ия,
всякое же преуспеяние производит в нас Сам.
…человек по природе имеет предначинание, и его-то взыскует
Бог. И поэтому, повелевает, чтобы человек сперва понял, поняв,
возлюбил, и предначал волею. А чтобы мысль привести в действие, или
перенести труд, или совершить дело, — сие благодать Господня
дает возжелавшему и уверовавшему. Посему, воля человеческая есть
как бы существенное условие. Если нет воли; сам Бог ничего не
делает, хотя и может по свободе Своей. Посему, совершение дела
Духом зависит от воли человека. …И сам Бог говорит:
«колькраты восхотех собрати чада твоя, и не восхотесте» (Лук. 13,
34). Посему, должно веровать, что Сам собирает нас, от нас же
требует только воли. Что же будет обнаружением воли, как не труд
добровольный?
…душе дана воля отвращать телесные члены и не допускать их
до худых зрелищ, до слышания чего-либо лукавого и срамного, до
непристойных слов, до занятий мирских и лукавых.
…Душа и сама отвращается от лукавых кружений, оберегая
сердце, чтобы помыслы его не кружились в мире сем. А таким образом
подвизаясь, употребляя все рачение и с великим вниманием при всяком
случае удерживая телесные члены от худого, прекрасный хитон тела
соблюдает нераздранным, неопаленным, неочерненным. Да и сама она
любознательностью, смышленостью и рассудительностью своей воли,
всего же более силою Господнею будет охраняема, поколику, по мере
сил своих, сдерживает себя и отвращается от всякого мирского
пожелания, а за сие и от Господа получает помощь к действительному
своему охранению от исчисленных выше зол. Ибо Господь, — как
скоро видит, что мужественно отвращается кто-нибудь от житейских
удовольствий, от вещественных развлечений и забот, от земных уз и
от кружения суетных помыслов, — подает таковому благодатную
Свою помощь, и непреткновенною соблюдает эту душу, которая
прекрасно совершает течение свое в настоящем лукавом веке.
Если же кто по недеятельности и беспечности невнимательно ходит в
жизни сей, и по собственной воле своей не отвращается от всякого
мирского вожделения, и не взыскует со всем желанием единого
Господа; то хитон тела его рвется от терний и дерев мира сего,
опаляется огнем вожделения, оскверняется грязью удовольствий; и
потому, душа в день суда оказывается неимеющей дерзновения, потому
что не возмогла одеяние свое соблюсти неоскверненным, но растлила
оное среди обольщений века сего. За сие-то извергается она из
царства. Ибо что сотворит Бог с тем, кто по собственной воле своей
предает себя миру, обольщается его удовольствиями, или блуждает,
кружась в вещественном? Помощь Свою подает Он тому, кто отвращается
от вещественных удовольствий и от прежних навыков, с усилием
устремляет всегда мысль свою к Господу, отрекается от себя самого,
взыскует же единого Господа. Того и Бог блюдет, кто в дебри мира
сего при всяком случае остерегается сетей и тенет, кто «со страхом
и трепетом свое спасение содевает» (Фил. 2, 11), со всею
внимательностью обходит сети, тенета и похоти века сего, взыскует
же Господней помощи и по милости Господней надеется спастись
благодатью.
…Сверх того. Бог и Ангелы Его хотят, чтобы человек сей был с
ними во царствии, а подобно диавол и аггелы его хотят, чтобы он был
с ними. Посему, душа находится посреди двух существ, и на какую
сторону преклонится душевная воля, сыном той стороны и делается
человек.
Святитель Игнатий (Брянчанинов): Погиб человек по свободному
произволению — и спастись предоставляется ему по свободному
произволению. Покайтесь и веруйте.
Всех призывает милосердный Бог ко спасению, но весьма немногие
повинуются Ему. Все мы принадлежим к числу званых по неизреченной
любви Божией к нам, но весьма немногие из нас включатся в число
избранных, потому что включение в число избранных предоставлено
нашему собственному произволению.
Господь ожидает твоего покаяния и вместе предоставляет твоему
свободному произволению избрание спасения или погибели твоих.
Милость даруется Богом во всем обилии, но принять ее или
отвергнуть, принять ее от всей души или с двоедушием
предоставляется на произвол каждого человека.
При Крещении человеку даруется духовная свобода: он уже не
насилуется грехом, но по произволу может избрать добро и
зло.
Святитель Иоанн Златоуст: Мы побеждаем или бываем побеждены не
вследствие силы противников-демонов или слабости
помощников-Ангелов, а по нашей воле. Когда те и другие склоняют нас
на свою сторону: святые Ангелы к добру, а преступные демоны к злу,
наша воля, наделенная свободой, избирает то, чего хочет, потому что
ни Бог, почтивший нас свободой, не принуждает, ни диавол не имеет
над нами принудительной власти. По своему решению мы или поступаем
хорошо, или грешим…
Успех брани с диаволом и властями тьмы зависит не от нашего
естества, а от произволения души.
Но никто не думай о диаволе, будто он так силен, что может
заградить путь к добродетели. Он прельщает и соблазняет
нерадивых, но не препятствует и не принуждает.
Пока диавол нападает извне, мы в состоянии противиться. Когда же
откроем ему двери души и примем врага внутрь, то уже не сможем
противиться ему. Он помрачит нашу память, как дымящийся светильник,
и только уста будут произносить пустые слова.
Святитель Феофан Затворник: «Когда сильный с оружием охраняет свой
дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его
нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на
которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Лк. 11, 21-22).
Это иносказание объясняет, как Господом разоряется власть бесовская
над душами. Пока душа в грехе, ею владеет свой злой дух, хоть не
всегда явно показывает это. Он сильнее души, потому и не боится
восстания с ее стороны, властвует и тиранствует над нею без
сопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верой
и покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет беса и
лишает его всякой власти над душою. И пока работает душа та
Господу, бесы не могут возобладать над нею, ибо она сильна
Господом, сильнее их. Когда же душа отшатнется от Господа, бес
опять нападает и одолевает, и бывает ей, бедной, хуже, чем прежде.
Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире. Если бы у
нас открылись умные очи, мы увидели бы всемирную брань духов с
душами: побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому,
общаются ли души с Господом верою, покаянием и ревнованием о добрых
делах или отстают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к
добру.
Преподобный Симеон Новый Богослов: Итак, что же нам сказать о
самовластии? То, что человек был самовластен, когда был свободен от
греха. Когда же предал свою свободу, вместе со свободой потерял
и самовластие и стал рабом греха.
…Мы показали, какое самовластие осталось в нас после того,
как мы сделались рабами греха, именно, что оно хранится лишь в
нашем желании освобождения, а не в чем-либо большем. Потому нам
надлежит приносить Христу это желание, соединяя с ним и душевную
заботу, сердечное искание не через добрые дела, а через одну веру,
чтобы Христос, давший Себя в искупление за наши души, увидел, как
всей душой, всем помышлением и всей крепостью мы желаем и ищем
освобождения от злой тирании греха, и освободил бы нас от него
Своею божественной благодатью. Между людьми никого нет свободного и
самовластного, кроме одного Христа, а Он потому таков, что есть Бог
и человек. С того времени, как Адам стал рабом греха, все люди до
скончания века являются рабами, кроме тех, которых освобождает
Христос…
Поскольку, таким образом, только в нашем желании сохранилось
наше самовластие, то нам надо, во-первых, возжелать
освобождения от рабства, потом взыскать нашего освободителя —
Христа, а когда найдем Его, припасть к стопам Его и испрашивать у
Него себе свободы, ибо никого нет свободного, кроме Христа и
освобожденных Христом. Христос милует нас и спасает от рабства,
просвещая наш ум, да ясно зрит, или познает правое и святое,
снабжая нас силой избегать непотребного и творить потребное. Ибо и
то, чтобы узреть правое, состоит не в нашей власти. Но как для
того, чтобы видеть видимое, нам нужен свет солнца, так для того,
чтобы видеть духовное, нам нужен свет Христов, который, просвещая
нас, снимает повязку тьмы с очей ума и дает ему ясно видеть правое
и богоугодное. А затем преисполняет нас силой, которой освобождает
от страстей и дает нам свободу верно следовать Его познанной святой
воле. Такова свобода во Христе Иисусе, Господе нашем.
Святитель Феофан Затворник: Сказал Господь: «Если Сын освободит
вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36). Вот где свобода!
Ум связан узами неведения, заблуждений, суеверий, недоумений; он
бьется, но выбиться из них не может. Прилепись к Господу — и Он
просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум
твой. Волю вяжут страсти и не дают ей простора действовать; бьется
она, как связанный по рукам и по ногам, а выбиться не может. Но
прилепись к Господу — и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет
все вяжущие тебя узы неправды. Сердце наполняют постоянные тревоги
и отдыха ему не дают, но прилепись к Господу — и Он успокоит тебя.
И будешь, умиротворенный в себе и все вокруг светло видя,
беспрепятственно и непреткновенно шествовать с Господом сквозь мрак
и темноту этой жизни, к всеблаженной, полной отрады и простора
Вечности.
Преп. Иоанн Кассиан Римлянин (авва Серен): Испытавшие борьбу по
внутреннему человеку не могут сомневаться, что враги непрестанно
нападают на нас. Но они так противоборствуют нашим успехам, что
только подстрекают, а не принуждают к злу. Впрочем, никакой
человек не мог бы совершенно избежать греха, какой бы они ни
захотели запечатлеть в наших сердцах, если бы им дана была власть
насильно внушать и понуждать. Потому, как им дана власть
подстрекать, так и нам дана сила отвергать или свобода соглашаться.
Если же мы боимся их могущества и нападения, то должны просить
покровительства и помощи Божией против них, о чем говорит апостол:
«Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4, 4). Помощь
Божия гораздо сильнее, чем нападки множества врагов. Ибо Бог есть
не только Внушитель добрых мыслей, но и Покровитель и Помощник, так
что иногда невольно, без ведома нашего, привлекает нас ко спасению.
Итак, верно, что никто не может быть обольщен диаволом, если не
захочет дать ему согласие своей воли… Итак… очевидно, что
всякий согрешает оттого, что при нападении худых помыслов не
отвергает их тотчас же. Ибо сказано: «противостаньте диаволу, и
убежит от вас» (Иак. 4, 7).
Святитель Кирилл Иерусалимский: Самовластна душа; поэтому диавол
может подстрекать, а принудить против воли не имеет власти. Внушает
он тебе мысль о любодеянии; если захочешь, то примешь ее, если же
не захочешь, то не примешь. Ибо если бы ты любодействовал по
необходимости, то почему Бог приготовил геенну? Если бы по природе,
а не по свободе делал ты добро, то почему Бог приготовил венцы
неизъяснимые? Кротка овца, но она никогда за кротость свою не
увенчается, потому что кротость ее происходит не от свободы, но от
природы.
Диакон Герман Каптен пишет о том, какую роль преп. Максим
Исповедник придавал участию воли в аскетическом подвиге:
«Работающий над собой учится контролю над собственными
естественными потребностями и желаниями. Через это его
все больше и больше укореняется в Боге
потому что каждый раз, вставая перед выбором аскет либо утверждает
свое решение идти к совершенству, либо отвергает его, и тогда
необходимо покаяние – очередной поворот к Господу гномической
же воли. В таком случае правильно было бы говорить не о подчинении
воли человека, а о ее согласовании с Богом«.
(будет окончание)