Человеческое сознание никогда не бывает
бессодержательным, даже в т.н. бессознательном состоянии. Мы
постоянно живем в потоке разных состояний мысли. Воспоминания,
размышления, рефлекция на события, сопровождающие нашу жизнь,
снующие мысли потокосознания — все это заполняет наш мозг в
течение всей нашей жизни.
Человеческое сознание никогда не бывает бессодержательным, даже в
т.н. бессознательном состоянии. Мы постоянно живем в потоке разных
состояний мысли. Воспоминания, размышления, рефлекция на события,
сопровождающие нашу жизнь, снующие мысли потокосознания — все
это заполняет наш мозг в течение всей нашей жизни.
Духовные переживания — это также состояния сознания.
Духовная жизнь состоит в том, чтобы не плыть в мутном потоке
случайных и поверхностных содержаний сознания, а организовать
свою психическую жизнь так, чтобы она была заполнена духовно
значимыми ингредиентами.
К ним относится каждая мысль о Боге, о мире, людях, о себе самом в
свете Его Откровения. Такова каждая молитва, каждый акт покаяния,
каждое решение воли, направленное в сторону Бога. Иногда Он Сам
приходит в нашу душу непредвиденно и негаданно, и с Ним приходит
мир, покой, умиление и заполняет собой все пространство нашей
мысли. Но, как правило, человек должен прилагать усилия,
чтобы сделать свою жизнь духовно значимой. Для этого нужно
использовать волю, чувства, воображение, мышление, поскольку
духовная жизнь протекает по душевной ткани наших психических
функций. Каждое движение нашего я в сторону Бога, личное
переживание Бога обозначим по мысли И.А. Ильина как —
РЕЛИГИОЗНЫЙ АКТ.
Содержание веры
Но вера движима не только религиозными актами. Она всегда имеет
свое содержание, которое не состоит из психических функций и не
зависит от нашего душевного состояния. Это, прежде всего,
оформленный догмат веры, цепочка образов, которая слагается
в словесную икону и имеет умозрительную категорию, которая может
быть мыслительно осязаема. Это то, за что человек благодарит и
славословит Творца, то, что взято и принято его душой.
Итак, религиозный акт — это то, КАКИМ ОБРАЗОМ Я ВЫРАЖАЮ
СВОЮ ВЕРУ, а содержание веры – это то, ВО ЧТО Я
ВЕРУЮ.
Сочетание религиозного акта и содержания веры в людях различно. Их
противоположные берега разнесены от право-верующих безбожников до
неправо-верующих фанатиков.
Правоверный атеизм и сектанский фанатизм.
Догматическое правоверие еще вовсе не обеспечивает верность и силу
верующего акта. Человек может иметь правую веру на устах,
безукоризненно правильно исповедовать догматы, понимать их
содержание, но не иметь их в сердце, воле и желаниях.
Поэтому ученейшие богословы могут быть полностью лишены любви и дел
веры. А церковная история знает примеры церковно и священно
служителей правой веры, которые были образцом неверного
религиозного акта. При таком соединении они являются настоящим
источником преткновения и соблазна. Ничто так не подрывает
авторитет Церкви, как проповедник Христа, несущий верную проповедь,
но полностью лишенный любви, веры и совести.
Взаимосвязь содержания веры и религиозного акта.
Утрата религиозного акта всегда влечет за собой и утрату содержания
веры. Христианин, который не будет жить любовью, сердечным
созерцанием, молитвой и жизненно — совестными делами
постепенно утратит и христианский дух, а с ним и содержание
веры.
Там где вера культивируется как отвлеченное богословие
– вне христианского акта любви, созерцания и совести –
там она превращается в отвлечённую деструктивную науку. Она будет
интересна ученым, но потеряет свою жизненную силу. Отвлеченное
богословие пленяет ум, но совсем не воспитывает душу и не строит
веру. Христианство живо до тех пор, пока жив религиозный акт и
вырождается в безжизненную доктрину, когда акт умирает. Вера в
таком случае «высыхает». Народ, крепкий в религиозном акте, не
утратит веру и тогда, когда растеряет свою религиозную
доктрину.
Например, в советский период, когда уроки безбожия пытались вырвать
у людей христианскую веру, когда вся мощнейшая идеологическая
машина, вооруженная псевдонаучными и лжефилософскими аргументами,
всячески распинала содержание веры, народ смог ее сохранить, потому
что жива была в глубине души верность религиозному акту.
Несмотря на всяческие запреты и притеснения, детей крестили, на
праздник Пасхи ходили святить куличи и продолжали молиться.
И наоборот, народ с богатейшим богословием утратит веру и уйдет от
своей церкви, если утратит свой религиозный акт. Это мы сегодня
видим во многих европейских странах с некогда богатой и глубокой
католической традицией, но утратившей содержание своей веры, потому
что постепенно стали забывать о религиозном акте и жить
исключительно земными заботами.
Народ, страна, душа подвергает себя величайшей опасности, когда
начинает вырождаться и засыхать религиозный акт. Вот почему
христианство должно беречь свою любовь, сердечное созерцание,
молитву. Если оно не убережет все это, то потеряет доступ ко
Христу, и тогда никакая церковная дисциплина, никакая синергия
церкви и государственной власти, никакие теологические фолианты и
факультеты не спасут бывших христиан от безбожия и
антихристианства. Церковь призвана защищать, оживлять и
углублять заповеданный ей религиозный акт. К этому призван
каждый священнослужитель. Он сам, прежде всего, должен быть
насадителем и живым носителем христианского акта. Он должен жить и
молится так, чтобы иметь право об этом говорить и учить своих
пасомых. Пастырь с искренним сердцем будет строить веру и церковь.
Пастырь лишенный христианского сердца и не желающий молиться,
создает мертвый приход и подрывает бытие церкви. Такова связь между
актом и содержанием.
Разум без веры.
Христианин, отдавший в себе самом первенство не любви, не
сердечному созерцанию, не христианской совести, а рассудку и
рассудочно руководимой воле, утрачивает и христианский акт, а с
ними и христианский дух. Рассудок ведет его по лабиринтам узкого
интеллектуализма и постепенно приводит к разрушительным сомнениям и
отрицаниям. Рассудочная воля всегда приводит к практическому
безбожию.
Знаю одного человека, которого разум провел по лабиринтам
рассудочного познания веры до того предела, за которым начинается
мир антихриста. Он дошел до этой последней черты и вернулся
обратно.
Вот цитата из его дневника: « Признать, что Бог есть несложно.
Сложнее понять, Кто Он есть. Священное Писание говорит, что Бог
есть Любовь. Но разум находит десятки аргументов, разрушающих это
утверждение. Зажатость нашей свободы выбора генетической
наследственностью, происхождением, местом рождения, склонностью ко
греху и непредсказуемостью судьбы. Решение вечной судьбы по
результату краткой жизни. Реальность ада и предведение Божие. Знал,
но создал. Вообще непонятность «логики» Бога в построении судеб
людей. Ранние и случайные смерти… Разум неистово доказывал мне,
что Бог — это селекционер, выводящий святых и массово
сбрасывающий отходы в адские обители. Много и более страшных
обвинений я слышал от своего разума в адрес Бога. Сначала я пытался
спорить, но потом понял, что это бессмысленно. Каждый раз разум мне
задавал все новые и новые вопросы. Я не успевал подумать над
одними, как он уже придумывал новые. «А попал бы Лазарь на лоно
Авраамова, если бы ему «повезло» родиться в доме Богача, а Богач в
ад, если бы его судьба распорядилась иначе? Если нет, то виноваты
не они». И так бесконечно. Я задал разуму только один вопрос: «
Скажи, кто «уменее» — ты или Бог, который все это создал?
Кому мне лучше доверять?» Когда разум замолчал, я развернулся и
пошел обратно, бросив ему напоследок: «Знаешь, я пожалуй буду
«слепо» верить в то, что Бог это любовь, и лучше ( если ты прав,
конечно) потом ошибусь в этом, чем поверю тебе сейчас и… потеряю
все»
Есть черта, за которой нужно заставить свой разум умолкнуть и
дать место вере, как доверию Богу. Нужно не забывать, что наш
разум — это уже не разум первозданного Адма, который созерцал
тварь Божию чистым умом. Поэтому иногда наш падший и гордый разум
начинает противиться Богу и воевать с Ним. Нам остается только
учиться доверять Богу, как мы доверяем отцовским рукам.
Религиозный предмет
Религиозная автономия состоит в праве каждого человека
самостоятельно выносить и признавать свое религиозное «по-моему».
Но сущностью этого «по-моему» должно быть созерцание того, что на
«самом деле».
По сути, верующий человек не думает совсем о том, что «по-моему»,
он просто живет своей верой. Он погружается в нее чувством и
воображением. Бывает так, что он вдруг сталкивается с тем, что
кто-то с ним не согласен. Это заставляет его задуматься, насколько
его субъективное религиозное содержание соответствует предмету
веры. Как показывает практика, очень тяжело отделить свое
субъективно-религиозное содержание и личное представление от
предмета веры. Особенно тогда, когда вера заменяется
псевдоверием. Воображаемая вера и ее предмет
становятся фантомом, которые уводят человека в сторону от истинного
религиозного пути. При этом активность неправильного религиозного
акта может быть чрезвычайно высокой.
Человек может всю свою жизнь положить на борьбу с чипами, ИНН,
кодами и проч., вместо того, чтобы бороться с тем, что единственно
важно и что на самом деле может отлучить его от Бога – с
грехом в себе. Он может драть горло за право канонизировать
психически больного Ивана Грозного или банального экстрасенса
Григория Распутина вместо того, чтобы смиренно учиться любить людей
и с вниманием молиться.
Наивно-дремотное состояние легковерных людей часто перерастает в
псевдоверие. При этом они даже не допускают мысли о том, что
их вера может быть непредметным, химерным или даже погибельным
суеверем.
Например, вместо того, чтобы сказать «Верую, что Христос есть Сын
Божий, ибо вижу Его на самом деле таким, каким показывает нам его
Евангелие и узнаю в Нем моим созерцающим сердцем Сына Божия», он
произносит «Говорят, что если в доме разбивается зеркало, то
кто-нибудь из семьи должен скоро умереть, боюсь (по-моему) это так
и есть на самом деле, и вот я трепещу, как бы кто из нас не
умер».
Суеверие начинается там, где предмет веры воображается таким,
каково мое всуе веруемое содержание. Не Бог открывается
человеку, а человек придумывает себе Бога. Не солнце светит
человеку, а человек выдумывает свое «душевно-карманное» освящение.
Так религиозный опыт приближается к сказке, бреду и суеверию.
Религия заменяется наивно-художественной мифологией.
Здоровый критицизм и сомнения.
Вера человека и даже целого народа не только не обязана принимать
все «на веру», она вообще не имеет права на легковерие. У
человека должно быть чувство ответственности за свою веру, за
истинность и предметность веруемых содержаний. Отказ от слепого
легковерия призван не разрушить религиозный опыт, а оживить,
углубить его и сделать предметно подлинным. Эта ответственность
нужна для того, что бы очистить душу от пусто-верия отказаться от
страхо-верия, случайно-верия и превратить веру в духовное
делание.
Подлинный религиозный опыт не может быть безразличен к предметности
своего содержания. Религиозный акт есть акт духовный, и он хочет
правды о Боге. Без этой воли к Богу, без этой сосредоточенности на
Нем, религиозный акт бессмысленен. Именно эта направленность
духа к Богу, именно эта воля к предмету, отличает религию от
бреда и суеверия.
Религиозность имеет свой особый критерий, в отличие от всех
подобных сфер, которые то и дело пытаются смешаться с религией,
заменить или исказить ее. Этот критерий можно выразить так:
соответствие веруемого содержания Божественному откровению,
гласу Бога о Себе Самом.
Религиозность как жажда, как зов, как искание, включает в себя волю
к предметности, и чувство ответственности, живую заботу о том,
чтобы не впасть в иллюзию, в выдумку, в бред, в фантазирование,
суеверие или в свою «умную» ересь.
Вера есть орган и дверь к религиозному предмету.
протоиерей Игорь Рябко
Прим. В работе использовались идеи, взятые из книги И.А. Ильина
«Аксиомы религиозного опыта»