Водители протестуют против платных трасс
КАЗАЛОСЬ БЫ, и не такие уж сумасшедшие деньги: 30 рублей для
владельцев легковых автомобилей и от 45 рублей — для
грузового транспорта. Но ведь лиха беда — начало. К двадцати
трём платным километрам добавятся ещё десятки и сотни — и
пойдёт-поедет, только успевай денежки отстёгивать.
Водители протестуют против платных трасс
КАЗАЛОСЬ БЫ, и не такие уж сумасшедшие деньги: 30 рублей для
владельцев легковых автомобилей и от 45 рублей — для
грузового транспорта. Но ведь лиха беда — начало. К двадцати
трём платным километрам добавятся ещё десятки и сотни — и
пойдёт-поедет, только успевай денежки отстёгивать.
Идея монетизации проезда по российским дорогам с упорным
постоянством, достойным лучшего применения, возникла в чиновничьих
головах ещё в конце 90-х годов. Пионером дорожного рэкета стал
путепровод в объезд Саратова, правда, довольно быстро плату
всё-таки отменили. Та же участь постигла и любителей собирать мзду
за проезд по мосту через Дон в Воронежской области. Но ловкачи
упорствовали. С 2002 года платными стали четыре дороги в Псковской
области. Есть такие трассы и в Алтайском крае.
Всего до 2016 года планируется монетизировать три тысячи километров
дорог, в том числе получившую широкую известность скоростную
автомагистраль Москва—Санкт-Петербург, новый выход на
Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной
автомобильной трассы М1 «Беларусь» и многие другие. В 2016 году
откроется новый участок дороги длиной 44 км в объезд Ногинска.
Предполагается, что с легкового автомобиля плата за проезд по всей
дороге составит 44 рубля, с грузовика грузоподъёмностью до 8 тонн
— 88 рублей, для более тяжёлого автотранспорта — 196
рублей. Оренбуржье готовится в скором времени открыть первую в
регионе платную магистраль — от границы с Казахстаном в
Башкирию. Считается, что удовольствие прокатиться по этому отрезку
«шёлкового пути» обойдётся водителям около 2—3 рублей за
километр с легковой машины и порядка 5—10 рублей — с
грузовой. Нетрудно подсчитать, что из Оренбурга до Уфы (около 300
километров) можно добраться, заплатив от 600 рублей с легковушки и
до 3000—4000 рублей с грузовика. Продолжится монетизация
трассы М-4 «Дон». Её полная реконструкция должна завершиться до
2015 года, платными станут примерно 40% трассы, то есть 662
километра.
В игру по вышибанию с «водил» денег охотно вступают и местные
власти, тем более что им дано право устанавливать свои цены.
Стоимость проезда варьируется от 1 до 17 рублей за километр, в
зависимости от грузоподъёмности транспорта. К примеру, чтобы
проехать 62 км до границы с Латвией по дороге
Остров—Вышгородок, надо заплатить от 298 до 1116 рублей.
Отдельные шустрые граждане также решили не оставаться в стороне,
сообразив, что шлагбаум на дороге — наилучший источник
незаконного обогащения. Так, один иркутский предприниматель купил и
отремонтировал 800 метров дороги до дачного кооператива и стал
взимать за проезд по этому участку плату. Московские автомобилисты
рассказывают, что при нежелании стоять в пробке на Ярославском
шоссе можно оплатить неизвестным лицам въезд на территорию
национального парка «Лосиный Остров» и с ветерком проехаться через
лес.
Впрочем, власти зачастую действуют хотя и официально, но не менее
бандитским образом. Зачастую людям просто закрывают бесплатный
проезд к даче или дому. Неудивительно, что разнообразные, порой
весьма экзотические акции протеста против платного проезда
постоянно возникают то тут, то там. Так, жители деревни Новораково,
которой не посчастливилось находиться на восточном берегу
Истринского водохранилища (источника питьевой воды для столицы),
написали так называемый ультиматум. Ситуация, по их сообщению,
такова: пропуск через плотину стоит 500 рублей в год, но проезд без
пропуска — от 300 рублей с машины в руки охранника. «Энтот
самый «Мосводоканал» разрешает проезд и проход только с 6.00 до
23.00!!! А потом, кирдык, ворота на замок!!! — пишет в
ультиматуме от лица всех жителей некий Слава Истринский. —
Куда только не писали, куда не жаловались, результата нет!!! А тут
ещё незадача — единственный магазин в деревне закрыли!!! Так
что, москвичи! Давайте там, что хотите, делайте, а круглосуточное
передвижение нам дайте. Хошь там митингуйте, хошь волком войте,
хошь в лепёшку расшибитесь. В противном случае мы с сотоварищами
будем вынуждены справлять малую нужду в энтот самый питьевой
источник!!!» Вряд ли можно назвать такой поворот адекватным
(москвичи-то тут при чём?), но ведь довели людей до такой
ахинеи…
Однако действительно ситуация с дорогами какая-то шизофреническая.
Строятся дороги на бюджетные, то есть на наши с вами, граждане
дорогие, деньги. С автовладельцев собираются налоги. Формируются
дорожные фонды, пополняемые топливными акцизами. А желающие
переместиться из пункта А в пункт Б снова должны оплачивать
значительную часть пути? Говорят, на этих участках хорошее покрытие
и даже туалеты стоят. Но разве этого не должно быть и на
«бесплатных» дорогах?
Наши граждане явно устали уже от подобных выходок властей. Может
быть, этим объясняется и экстравагантность акций протеста, ведь на
обычное недовольство никто не обращает внимания. Вот, например,
жители города Домодедово решили выделиться из Российской Федерации,
создав собственную «русскую демократическую республику». Причина:
поголовное недовольство домодедовцев строительством платной трассы
М4 «Дон» и планами по расширению дороги-дублёра за счёт сноса домов
без согласия местных жителей. Для будущей «республики» выбран
примечательный флаг — под таким русские войска сражались
против Золотой Орды. А может, не так уж они и не правы? Пора бы нам
избавляться от этих новоявленных оккупантов.