«качается», девочка красится, оба хотят одеться красиво:
юность переживает о внешнем.
Округлость бицепса, объем талии, цвет волос, цена часов на запястье
–
этим занята не только юность, в этом можно застрять на всю
жизнь.
Но юность больна этим особенно.
Опыт же показывает, что жизнь требует внутренних качеств, заметных
не сразу.
Незаметное часто важнее броского.
Мальчик «качается», девочка красится, оба хотят одеться красиво:
юность переживает о внешнем. Округлость бицепса, объем талии, цвет
волос, цена часов на запястье – этим занята не только юность,
в этом можно застрять на всю жизнь. Но юность больна этим особенно.
Опыт же показывает, что жизнь требует внутренних качеств, заметных
не сразу. Незаметное часто важнее броского.
Ясность ума, терпение и постоянство нужны в жизни больше
всего. Собранные вместе, они называются мужеством.
Мудрость идёт об руку с филологией, нуждается в ней, поскольку люди
вечно путают понятия и норовят дать явлениям и фактам чужие имена.
Так, мужество многие готовы перепутать с храбростью и смелостью. А
это разные понятия.
Смелостью города берут, Суворов прав, но одной смелостью войну не
выиграешь. Кроме неё нужен расчет, терпение, сдержанность. Смелость
нужна в случаях исключительных, а мужество нужно всегда. О
римлянах говорили, что битву у них выиграть можно, но войну –
никогда. Это потому, что они были тверды и постоянны. Храбрость
действует кипением крови. Таковы люди южные. Они заводятся с
пол-оборота. Мужество же хочет иметь холодную голову. Когда горячий
остынет или выдохнется, мужественный вступит в свои права.
Мужество терпит. Терпит боль и усталость, терпит горечь
поражений. Поэтому мужественными, не смотря на этимологию, часто
бывают женщины. Они терпеливы, они двужильны, они настроены на
дальний результат. Безрассудная женщина думает о том, что под
носом. Настоящая женщина, как крестьянин, зимой думает о лете,
летом – о зиме. Она – стратег, и она терпелива. Само
материнство учит ее, поскольку обязывает носить, ждать, ухаживать,
кормить и так далее. Чаще всего настоящие женщины сообщают своим
мужчинам – мужьям и сыновьям – самые нужные качества.
Глубокая и истинная женственность – мать всего доброго, в том
числе и мужества.
Невозможно наскоком, с разбегу построить дом, переплыть море,
выиграть войну, возделать поле. Это требует долгосрочного
напряжения сил, то есть – терпения, то есть – мужества.
Все, что есть вокруг нас, создано терпением и напряженным усилием.
Мужеством распаханы целинные поля, выстроены города, совершены
научные открытия. Любое государство основано, защищено, нередко
отвоевано – именно мужеством. Благодаря мужеству прошедших
поколений живут поколения нынешние.
Мы не гуманисты. Человек без Бога нам не только не интересен
– он нам страшен. Человек без Бога (которым гордится
гуманизм) есть самое чудовищное и антигуманное явление в истории.
Потому будем говорить обо всем, помня о Господе и Его словах.
«Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей… Только
будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь
закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой… Вот Я повелеваю
тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся…» (
Нав. 1:5-9). Это слова, сказанные Богом Иисусу Навину, преемнику
Моисея. Как видим, овладение Землей Обетования напрямую зависело от
твердости и мужества. Сама же Земля Обетования есть не только
исторический факт, но и прообраз – той «земли живых», о
которой пел Давид, той «новой земли, на которой правда живет», о
которой проповедовал Петр. Это прообраз Небесного Царства, в
которое вселиться можно не иначе, как только напрягаясь,
прилагая усилия, проявляя твердость.
Мужества требует любой духовный труд, поскольку он имеет свойство
превращаться в подвиг. Следствием расцерковления жизни есть
является потеря смыслов. По мере затихания молитв, закрытия
или опустения монастырей, по мере обезбоживания быта и «обуяния
соли» скудость и нищета приходят во все сферы жизни. Как говорит
пророк Исайя, от согрешивших людей, от людей, переставших служить
Господу, отнимется «храбрый воин, судья, пророк, и прозорливец, и
старец, пятидесятник, и вельможа, и мудрый художник, и искусный в
слове» (Ис. 3:2-3). Таким людям (читаем далее) дадутся отроки в
начальники и дети будут господствовать над ними.
Вся наша жизнь есть иллюстрация того, как исполняются грозные и
мрачные пророчества.
Но это не заметно и не понятно: для узнавания предсказанного нужна
вера. А коль нет ее, помрет нарушитель закона, как и было
предсказано. Только не поняв ничего помрет, в злобе и
недоумении.
Таким образом, вера, устремляя человека к истинной цели, говорит
ему: «Будь тверд и мужествен». И как закваска в тесте
заставляет хлеб подниматься, так наличие веры в людях порождает
в обществе все доброе. Вера порождает храбрость в воине,
бескорыстие в судье, усидчивость в ученом, сострадание в
докторе. Всех этих людей – доктора, воина, судью, ученого
– мы в нужный момент назовем мужественными и достойно
прославим. Но не забудем о том, что, как истинного мужчину самим
собой делает истинная женщина, так и здесь все доброе, что вышло на
поверхность, зачалось и родилось в глубине веры, которая по роду
– женщина.
Нам всем еще не раз понадобится твердость и мужество. Переезжая с
места на место, пускаясь в неизвестные и рискованные предприятия,
отправляя детей в армию или (не дай Бог!) на войну, ложась на
операцию, мы все, так или иначе, будем нуждаться в крепости сердца,
в терпении, в мужестве.
Мужество будет необходимо нам хотя бы для того, чтобы дожить
собственную жизнь до конца и умереть без страха.
Так что, перерастая юношеские мысли об объеме бицепса или талии, не
слишком нервничая по поводу стоимости часов или галстука,
озаботимся тем, чтобы сердцем принять сказанное однажды Иисусу
Навину. Слова эти были повторены трижды и звучат они просто:
только будь мужествен, будь тверд и очень мужествен.
Протоиерей Андрей Ткачёв
8 ноября 2012г.