Альбер Камю (фр. Albert Camus, Мондови (ныне Дреан), Алжир
— 1960, Вильблевен, Франция) — французский писатель и
философ, близкий к экзистенциализму, получил нарицательное имя при
жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе
1957 года
Альбер Камю (фр. Albert Camus, Мондови (ныне Дреан), Алжир
— 1960, Вильблевен, Франция) — французский писатель и
философ, близкий к экзистенциализму, получил нарицательное имя при
жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе
1957 года
Французский эссеист, писатель и драматург Альбер Камю родился в
Мондови, в Алжире, в семье сельскохозяйственного рабочего Люсьена
Камю, эльзасца по происхождению, который погиб на Марне во время
первой мировой войны, когда Альберу было меньше года. Вскоре после
этого у его матери, урожденной Катрин Синтес, малограмотной женщины
испанского происхождения, случился удар, в результате которого она
сделалась полунемой. Семья К. переехала в Алжир, к бабушке и
дяде-инвалиду, и, чтобы прокормить семью, Катрин вынуждена была
пойти работать служанкой. Несмотря на необычайно тяжелое детство,
Альбер не замкнулся в себе; он восхищался удивительной красотой
североафриканского побережья, которая никак не вязалась с полной
лишений жизнью мальчика. Детские впечатления оставили глубокий след
в душе К. — человека и художника.
Большое влияние на К. оказал его школьный учитель Луи Жермен,
который, распознав способности своего ученика, оказывал ему
всяческую поддержку. С помощью Жермена Альберу удалось в 1923 г.
поступить в лицей, где интерес к учебе сочетался у молодого
человека со страстным увлечением спортом, особенно боксом. Однако в
1930 г. К. заболел туберкулезом, что навсегда лишило его
возможности заниматься спортом. Несмотря на болезнь, будущему
писателю пришлось сменить немало профессий, чтобы платить за
обучение на философском факультете Алжирского университета. В 1934
г. К. женился на Симоне Ийе, оказавшейся морфинисткой. Вместе они
прожили не больше года, а в 1939 г. развелись официально.
Во время немецкой оккупации Франции К. принимает активное участие в
движении Сопротивления, сотрудничает в подпольной газете «Битва»
(«Le Comat»), издававшейся в Париже. Наряду с этой чреватой
серьезной опасностью деятельностью К. работает над завершением
повести «Посторонний» («L’Etranger», 1942), которую он начал еще в
Алжире и которая принесла ему международную известность. За
«Посторонним», имевшим огромный успех, последовало философское эссе
«Миф о Сизифе» («Le Mythe de Sisyphe», 1942), где автор сравнивает
абсурдность человеческого бытия с трудом мифического Сизифа,
обреченным вести постоянную борьбу против сил, с которыми не может
справиться.
После окончания войны К. некоторое время продолжает работать в
«Битве», которая теперь становится официальной ежедневной газетой.
Однако политические разногласия между правыми и левыми вынудили К.,
считавшего себя независимым радикалом, в 1947 г. покинуть газету. В
том же году выходит третий роман писателя, «Чума» («La Реste»),
история эпидемии чумы в алжирском городе Оране; в переносном
смысле, однако, «Чума» — это нацистская оккупация Франции и, шире,
символ смерти и зла. Теме универсального зла посвящена и «Калигула»
(«Caligula», 1945), лучшая, по единодушному мнению критиков, пьеса
писателя. «Калигула», в основу которой легла книга Светония «О
жизни двенадцати цезарей», считается значительной вехой в истории
театра абсурда.
Будучи одной из ведущих фигур в послевоенной французской
литературе, К. в это время близко сходится с Жаном Полем Сартром.
Вместе с тем пути преодоления абсурдности бытия у Сартра и К. не
совпадают, и в начале 50-х гг. в результате серьезных
идеологических расхождений К. порывает с Сартром и с
экзистенциализмом, вождем которого считался Сартр.
В 50-е гг. К. продолжает писать эссе, пьесы, прозу. В 1956 г.
писатель выпускает ироническую повесть «Падение» («La Chute»), в
которой раскаявшийся судья Жан Баптист Кламанс признается в своих
преступлениях против морали. Обращаясь к теме вины и раскаяния, К.
широко пользуется в «Падении» христианской символикой.
В 1957 г. К. был награжден Нобелевской премией «за огромный вклад в
литературу, высветивший значение человеческой совести». Вручая
французскому писателю премию, Андерс Эстерлинг, представитель
Шведской академии, отметил, что «философские взгляды К. родились в
остром противоречии между приятием земного существования и
осознанием реальности смерти». В ответной речи К. сказал, что его
творчество зиждется на стремлении «избежать откровенной лжи и
противостоять угнетению».
Когда К. получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он,
по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя
были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в
блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было
сбыться: в начале 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе
на юге Франции.
Философские взгляды
философом, ни, тем более, экзистенциалистом. Тем не менее, работы
представителей этого философского направления оказали на творчество
Камю большое влияние. Вместе с этим его приверженность
экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием
(а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он
жил с детства (по иронии судьбы, скончался он не от болезни, а в
силу трагической случайности).
В отличие от Ясперса или Сартра, Камю полагал единственным
средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о
Сизифе» Камю пишет, что для того, чтобы понять, что заставляет
человека совершать бессмысленную работу, нужно представить
спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят
к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни,
смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их
дальнейшие судьбы различны.
Высшим воплощением абсурда по Камю являются разнообразные попытки
насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т.
п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал,
что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут
породить только ещё большие насилие и несправедливость.
Экранизации
[doc]1967 — Посторонний / Lo straniero
1983 — Иона, или Художник за работой
1992 — Чума / La peste
1993 — Друг войны
1996 — Калигула / Caligula
1997 — Калигула / Kaligula[/doc]
Цитаты Камю А.
мире, но в их совместном присутствии
лишь своим собственным усилиям: стоит перестать писать или
говорить, стоит обособиться, и толпа людей вокруг вас растает;
понимаем, что большая часть этих людей на самом деле готовы
отвернуться от нас (не из злобы, а лишь из равнодушия), а остальные
всегда оставляют за собой право переключить свое внимание на
что-нибудь другое; в эти дни мы понимаем, сколько совпадений,
сколько случайностей необходимы для рождения того, что называют
любовью или дружбой, и тогда мир снова погружается во мрак, а мы
– в тот лютый холод, от которого нас ненадолго укрыла
человеческая нежность
чему нужно стремиться всегда и что иногда даётся в руки, и это
нечто — человеческая нежность
столкновения человеческого разума и безрассудного молчания мира
— одна великая любовь за всю жизнь, это оправдывает
беспричинные приступы отчаяния, которым мы подвержены
предполагает шкалу ценностей, выбор, предпочтение. Вера в абсурд,
по определению, учит нас прямо противоположному
лишенной иллюзий и света, человек чувствует себя чужаком. Он
— в непоправимом изгнании … Этот разрыв между
человеком и его жизнью, актером и декорациями, создает чувство
Абсурда.
ним следишь… оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей
рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за
которым следим, и то, которое нас преобразует.
доказательностью, неумолимостью своих расчётов, на все прекрасные
рассуждения о душе мы получали от него убедительные доказательства
противоположного
отчаянии, поступайте так, как если бы вы не утратили надежды,
– или убейте себя. Страдание не дает никаких прав
тоской, улыбается счастье, они не умеют скрыть этого: они
набрасываются на счастье, словно хотят сжать его в объятиях и
задушить из ревности
любить то, что в самом деле достойно любви, и не растрачивать свою
любовь по мелочам, по пустякам, по глупостям, можно понемногу
сделать свою жизнь светлее и стать сильнее
почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может
причинить столько же ущерба, что и злая, если только эта добрая
воля недостаточно просвещена
абсурдности бытия ещё не следует бессмысленность человеческого
существования, так же как из того, что Бога нет, ещё не следует,
что нет никакой морали
чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть и богатыми и
свободными — и из-за этого подчас становятся бедными рабами
смерть, всего остального можно избежать. Во временном пространстве,
которое отделяет рождение от смерти, нет ничего предопределенного:
все можно изменить и можно даже прекратить войну и жить в мире,
если желать этого как следует — очень сильно и долго
владеет собой. Бывает, что отдаются, чтобы избавиться от
собственного ничтожества. Дать можно только то, что имеешь. Стать
хозяином самому себе — и лишь после этого сдаться
чем само отчаяние
хорошей или плохой, это верно. Но еще более верно то, что
несвободная печать бывает только плохой
человек? После того, что я видел, у меня до конца жизни не исчезнет
по отношению к нему недоверие и всеобъемлющая тревога
лишён и памяти об утраченном отечестве, и надежды на землю
обетованную. Собственно говоря, чувство абсурдности и есть этот
разлад между человеком и его жизнью, актёром и декорациями. Все
когда-либо помышлявшие о самоубийстве люди сразу признaют наличие
прямой связи между этим чувством и тягой к небытию
пока не преодолеет страха смерти. Но не с помощью самоубийства.
Нельзя преодолеть, сдавшись. Суметь умереть, глядя смерти в глаза,
без горечи
существо. По крайней мере, он властен над своей смертью. Мы
созданы, чтобы жить бок о бок с другими. Но умираем мы
по-настоящему только для себя
умирает потому, что жизнь для них больше не стоила того, чтобы
жить. Из этого я делаю вывод, что вопрос о смысле жизни –
самый насущный
поверить, что дела, заполняющие человеческую жизнь, — это нечто
серьезное. В чем состоит действительно «серьезное», я не знал, но
то, что я видел вокруг, казалось мне просто игрой — то забавной, то
надоедливой и скучной
Список произведений
Брачный пир (пер. Галь, …)
Бунтующий человек (пер. Денисов, …)
Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство [сборник] (сост.
Руткевич)
Записные книжки (пер. Зенкин)
Записные книжки. Март 1951 — декабрь 1959 (пер. Богданов)
Изнанка и лицо (пер. Галь, …)
Калигула
Лето в Алжире (пер. Галь)
Между да и нет
Миф о Сизифе. Эссе об абсурде.
Падение (пер. Немчинова)
Первый человек (пер. Кузнецова)
Письма к немецкому другу (пер. Волевич)
Посторонний (пер. Немчинова)
Посторонний (пер. Галь)
Размышления о гильотине (пер. Стефанов)
Ранняя эссеистика (пер. Кулиш)
Счастливая смерть (пер. Стефанов)
Французский язык с Альбером Камю. Посторонний / Alber Camus.
L’etranger
Чума (пер. Жаркова)
Шведские речи
Альбер Камю. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1, 1998, 398
с.
ISBN 966-03-0278-9
В первый том сочинений А.Камю вошли ранее публиковавшиеся
произведения, а также впервые переведенная ранняя эссеистика и
отдельные эссе из сборников «Изнанка и лицо», «Брачный пир».
Альбер Камю. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2, 1997, 527
с.
ISBN 966-03-0279-7
Во второй том сочинений А.Камю вошли ранее публиковавшиеся «Миф о
Сизифе», «Письма к немецкому другу», «Чума», «Осадное положение», а
также впервые переведенная пьеса «Недоразумение».
Альбер Камю. Собрание сочинений в пяти томах. Том 3, 1998, 575
с.
ISBN 966-03-0280-0
В третий том сочинений А.Камю вошли ранее публиковавшиеся
произведения «Человек бунтующий» и «Падение», а также впервые
переведенные пьеса «Праведники» и «Письма о бунте».
Альбер Камю. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4, 1998, 620
с.
ISBN 966-03-0281-9
В четвертый том сочинений А.Камю вошли ранее публиковавшиеся роман
«Первый человек» и эссе «Изгнание и царство», а также вновь
переведенные `Размышления о гильотине` и статьи.
Альбер Камю. Собрание сочинений в пяти томах. Том 5, 1998, 410
с.
ISBN 966-03-0282-7
В пятый том сочинений А.Камю вошли «Записные книжки» автора.
Автор: Альбер Камю / Albert Camus
Год: 1997-1998
Язык: Русский
Формат: DjVu FB2 rtf pdf txt
Размер: 105 Mb
Альбер Камю — Избранное (аудиокнига)
Главной темой практически всех произведений лауреата Нобелевской
премии в области литературы, известного французского писателя и
философа Альбера Камю является мучительный поиск смысла жизни и
горькое осознание её абсурдности и бессмысленности.
Содержание:
2. Посторонний.
3. Чума
Автор: Альбер Камю
Название: Избранное
Исполнитель: Вячеслав Задворный
Жанр: классика
Аудио кодек: MP3
Битрейт аудио: 128 kbps
Размер: 900,65 Мб
Общее время звучания: 10 часов