Новый бюджет России поставит крест на модернизации

Новый бюджет России поставит крест на модернизации


Нынешний бюджет в принципе нереализуем из-за
неадекватности базовых макроэкономических
предпосылок.

В качестве базового сценария власти заложили среднегодовые
темпы роста российской экономики в размере 4,2% на протяжении
2013-2015гг., а темпы роста инфляции в размере 5,5% в 2013г. и по
5% в 2014-2015гг. В связи с тем, что озвученные цифры в принципе не
достижимы уже сейчас можно говорить о том, что бюджет на ближайшие
3 года является фикцией и попыткой выдать желаемое за
действительное. Рассматриваемый Думой бюджет нежизнеспособен
изначально в силу неверных оценок макроэкономической ситуации и
провалится уже в середине 2013г.

Новый бюджет России поставит крест на модернизации


Нынешний бюджет в принципе нереализуем из-за
неадекватности базовых макроэкономических
предпосылок.

В качестве базового сценария власти заложили среднегодовые
темпы роста российской экономики в размере 4,2% на протяжении
2013-2015гг., а темпы роста инфляции в размере 5,5% в 2013г. и по
5% в 2014-2015гг. В связи с тем, что озвученные цифры в принципе не
достижимы уже сейчас можно говорить о том, что бюджет на ближайшие
3 года является фикцией и попыткой выдать желаемое за
действительное. Рассматриваемый Думой бюджет нежизнеспособен
изначально в силу неверных оценок макроэкономической ситуации и
провалится уже в середине 2013г.

Притом что темпы роста российской экономики обвалились с 4,9% в
первом квартале 2012г. до едва заметных 2,3% в октябре даже на фоне
стабильно высоких цен на нефть. К концу года МЭР ожидает увидеть в
самом лучшем случае менее 3,5%, а в 2013г. рост не превысит 3,7%.
МВФ понизил прогноз роста российской экономики до 3,8%, а Всемирный
Банк и Еврокомиссия даже в случае сохранения высоких цен на нефть
ожидают увидеть в России темпы роста менее 4%.

Одновременно с этим годовые темпы роста инфляции на фоне
произвола монополистов, коррупционных поборов, удорожания кредитов
и завышения цен на товары со стороны перекупщиков подскочили с
2,5-3% в первые месяцы 2012г. до 6,5% по итогам октября. Совершенно
очевидно, что заложенный в бюджет прогноз по инфляции на ближайшие
3 года в размере 5-5,5% является в чистом виде маниловщиной и не
имеет никакого отношения к действительности. При реальной
В«социальной инфляцииВ» для 70% населения с доходами ниже средней
заработной платы по стране в размере 12-17% это означает, что и без
того сокращающееся финансирование экономики, социальной сферы и ЖКХ
сожмётся дополнительно на 27-30%.

Антисоциальный бюджет ∓
залог обнищания населения

На фоне непрекращающихся рассуждений правящих властей о
В«безусловном исполнении социальных обязательстваВ» происходит
беспрецедентное с середины 1990-х годов урезание расходов на науку,
образование, здравоохранение и социальную поддержку населения.
Власти продолжают целенаправленно перекладывать социальные расходы
на плечи и без того нищего в большинстве своём населения,В 
реализуя курс на скрытую приватизацию бюджетнойВ  сферы и
повышение платности базовых социальных услуг.

Даже с учётом многократно заниженной в целях политкорректности и
экономии бюджетных средств прогнозной инфляции в 2013-2015гг.
расходы федерального бюджета в целом сократятся на 11,8%.
Финансирование национальной экономики сожмётся на 17,9%,
образования ∓ на 21,7%, культуры ∓ на
13,1%, СМИ в€“ на 44,2%, здравоохранения ∓
на 43,2%, охраны окружающей среды ∓ на 10,2%, а
находящейся в аварийном состоянии ЖКХ с износом свыше 80% — на
целых 43,8%.

Продолжение политики В«монетизации льготВ» и скрытой
приватизации бюджетной сферы уже привели к тому, что даже базовые
услуги дошкольного, школьного и высшего образования, а также
культуры, отдыха и здравоохранения стали недоступной роскошью для
60% населения России, которых Институт Социологии РАН относит к
бедным и нищим слоям населения. Принятие поправок в ФЗ-83, введение
образовательного стандарта вкупе с урезанием бюджетного
финансирования социальной сферы провоцирует рост платности
социальных услуг и падение качества жизни населения.

Бюджет утраченной конкурентоспособности и
упадка

Совершенно непонятно, о какой модернизации экономики и равной
конкуренции России на мировом рынке (особенно после втягивания на
Титаник ВТО) может идти речь при нынешних приоритетах бюджетной
политики. Правящие власти втянули Россию на Титаник ВТО под
разговоры

В течение 2013-2015гг. правительство намерено сократить расходы
на национальную экономику с 2,54% до 2% ВВП, на науку и образование
∓ с 0,91% до 0,69%, на здравоохранение — с 0,74% до
0,44%, на ЖКХ в€“ с 0,21% до 0,12%, на физическую
культуру и спорт ∓ с 0,08% до 0,04%, на социальную
политику ∓ с 5,96% до 5,5%, а на охрану окружающей
среды ∓ с 0,04% до 0,03%.

Кроме того, в рамках статей на поддержку национальной экономики
власти планируют урезать реальные расходы (с учётом официальной
инфляции) на сельское хозяйство на 6,3%, на транспорт
∓ на 39,1%, на связь и информатику ∓ на
48,8%, на общеэкономические вопросы ∓ на 31,8%, на
водное хозяйство ∓ на 24%, на лесное хозяйство
∓ на 10,3%, тогда как финансирование ТЭКВ 
сократится аж на 98,8%. Притом что под неутихающие разговоры о
модернизации и инновациях бюджетное финансирование исследований
космического пространства подлежит урезанию на 15,7%, а прикладные
научные исследования не досчитаются аж 32,6%.

Ещё ни одной стране в мире не удалось провести технологическое
перевооружение производства, модернизировать экономику и избавиться
от В«сырьевого проклятияВ» за счёт урезания бюджетных расходов на
развитие научно-технического потенциала, . Успешный опыт США, стран
Европы, Японии, В«азиатских тигровВ» и, безусловно, Китая говорит о
том, что только наращивание государственных расходов на развитие
человеческого капитала вкупе с ограничением коррупционного
беспредела и ужесточением контроля за расходованием бюджетных
средств способно дать толчок модернизации и инновациям.

Но отнюдь не бездумное накопление средств на чёрный день,
которые со временем превращаются в гробовые деньги ∓
борясь за стабильность и спокойствие, нужно понимать, что самое
спокойное место находится именно на кладбище. И именно туда
правящие власти, насколько можно судить по их поступкам, ведут
отечественную экономику. Неудивительно, что объёмы выпуска
наукоёмкой продукции в России за последние 20-лет псевдорыночных
преобразований обвалились в 3-20 раз, доля высокотехнологичной
продукции в структуре промышленного производства сжалась с 45-50%
до 7%, а удельный вес России в мировом производстве наукоёмких
товаров упал с 6,5-7% до 0,3%.

Повышение обороноспособности и
национальной безопасности ∓ очередной миф

Даже широко разрекламированное повышение расходов на
обороноспособность и национальную безопасность, ставшую лозунгом
правящих властей и партии покойной тишины, ока
6cb0
залось фикцией и
банальным блефом. За ближайшие 3 года с учётом официальной оценки
инфляции реальные расходы на национальную оборону, парализованную
судорогой коррупции и масштабными хищениями, подлежат урезанию на
10,4%, тогда как бюджетное финансирование обеспечения национальной
безопасности будет сокращено на 11,4%. В связи с чем удельный вес
расходов по обоим направлениям подлежит урезанию с 1,51% до 1,29%
ВВП и с 2,39% до 2,01% ВВП соответственно.

Громкие коррупционные скандалы в Министерстве обороны, хищение
свыше 6 млрд. рублей (третья часть бюджета всей программу) на
программе ГЛОНАСС, непрекращающиеся долгие годы срывы
гособоронзаказа наглядно демонстрируют, что даже эти деньги не
доходят до ВПК и военных. По экспертным оценкам

Бюджет спекулянтов и
ростовщиков

Складывается устойчивое впечатление, что правительство и Минфин
осознанно и без всяких на то оснований втягивают Россию в долговую
кабалу, превращая бюджет в инструмент перераспределения
национального богатства и средств налогоплательщиков в пользу
ростовщиков и спекулянтов.

Согласно предложенному проекту бюджета в течение ближайших 3 лет
расходы федерального бюджета на обслуживание государственного и
муниципального долга подскочат с 426,6 до 513,7 млрд. рублей, тогда
как ещё в 2011г. на процентные платежи и погашение тела кредита
выделялось менее 262,7 млрд. рублей. По этой причине доля средств,
перераспределяемых правительством в карманы спекулянтов и банкиров,
подскочит с 0,48% до 0,62% ВВП.

Правительство втягивает Россию в долговую кабалу, планируя
увеличение внешних и внутренних заимствований на 55-70%, в
условиях, когда у Минфина на счетах в коммерческих банках и Банке
России без дела лежит практически 7 трлн. рублей. Этих средств
вполне достаточно, чтобы почти 7 месяцев правительство могло вообще
не собирать никакие налоги и при этом в полном объёме финансировать
все взятые на себя обязательства.

Россия всё плотней садится на нефтяную
иглу

Все разговоры про снижение сырьевой зависимости оказались блефом
и хорошо продаваемым предвыборным пиаром ∓ Россия
продолжает оставаться сырьевой колонией Запада и рынком сбыта для
продукции глобальных корпораций, в результате чего больше половины
всех расходов

В бюджете предполагается, что ненефтегазовый дефицит
федерального бюджета в 2013г. составит 9,7% ВВП, в 2014г. — 8,7%
ВВП, а в 2015г. — 8,5% ВПП. Аналогичные заявления российскими
чиновниками делались и ранее, что не помешало ненефтегазовому
дефициту бюджета превысить отметку в 9,7% ВВП в 2011г. и 12,6% в
кризисном 2010г. Тогда как ещё в 2000-2005гг. в России наблюдался
ненефтегазовый профицит бюджета в размере 0,7% ВВП. По итогам
2012г. этот показатель должен составить не менее 9,5% ВВП или
практически половину всех расходов, что ставит всю российскую
бюджетную систему, а с ней социальные расходы и планы по
модернизации в критическую зависимость от цен на нефть и биржевых
игр глобальных спекулянтов.

Ещё накануне кризисного обвала 2008г. правительство планировало
ограничить предельно допустимую величину ненефтегазового дефицита
федерального бюджета на уровне 3,4-4,7% ВВП. Однако уже в 2008г.
без учёта нефтегазовых доходов дефицит составил 6,4% ВВП, а в
разгар кризисного 2009г. подскочил до 13,5%. При том, что ещё в
2007г. ненефтегазовый дефицит не превышал отметку в 3,7%.

В«Бюджетное правилоВ» ∓
крест на модернизации

В течение В«тучных нулевыхВ» вместо ускоренногоВ  развития
несырьевых секторов экономики, возрождения наукоёмких производств и
обрабатывающей промышленности высоких переделов, что позволило бы
существенно снизить избыточную зависимость бюджета в целом и уровня
жизни подавляющей части населения от цен на нефть, российские
власти предпочитали проедать нефтедоллары. Вместо стимулирования
отраслевой диверсификации экономики и создания дополнительных
источников бюджетных доходов, кремлёвские чиновники и правительство
всё плотней подсаживали и продолжают подсаживать российскую
экономику на В«нефтяную иглуВ».

Даже сейчас, в условиях обострения глобальной конкуренции и
сползания мировой экономики в рецессию, вместо наращивания и без
того неадекватно низких расходов на фундаментальную науку, НИОКР,
образование, здравоохранение, высокотехнологичную промышленность,
АПК и ЖКХ власти вводят В«бюджетное правилоВ». Которое под лозунги
о В«бюджетной стабильностиВ» будет ещё сильнее обескровливать
отечественную экономику трубы, В провоцируя дальнейшую
деградацию производства и загнивание несырьевой промышленности.

Опыт 2000-2011гг. прекрасно продемонстрировал, что накопление
резервов В«на чёрный деньВ» в ущерб финансированию отечественной
экономики и развитию научно-технического потенциала лишь усиливает
структурные перекосы в экономике и технологическую отсталость.
Закономерным результатом финансовой политики В«валютного хомякаВ»
стало то, что в ходе кризиса 2008-2009гг. экономика России
обвалилась сильнее и глубже стран G-8, G-20, БРИКС и группы
стран-нефтеэкспортёров.

Идейные наследники В«кудриномикиВ» намерены продолжать изымать
3-5% ВВП из отечественной деиндустриализированной В«экономики
трубыВ» и вывозить их за рубеж, финансируя модернизацию не в
России, а у стратегических конкурентов ∓ США, ЕС,
Японии и т.д. При этом Минфин по-прежнему вместе с Банком России
планирует размещать средства налогоплательщиков под 1,5-2% в
долговые бумаги США и ЕС, а затем российские банки и компании будут
занимать за рубежом российские же деньги под 7-8%.

Только в 2011г. потери Российской экономики от В«ножниц
процентовВ» превысили 35-40 млрд. долл., а Банк России оценивает
чистые инвестиционные потери российской экономики в одном только
2011г. в размере 50,7 млрд. долл. — 1,5 трлн. рублей или совокупные
расходы правительства на науку, образование, здравоохранение,
культуру, спорт, СМИ и ЖКХ. Всего же за период 2000-2011г. чистый
отрицательный результат (убыток) России от уплаты процентов,
дивидендов, ренты и прочих доходов на капитал иностранным
кредиторам и оффшорным акционерам превысил отметку в 303,1 млрд.
долл. Вкупе с чистым вывозом капитала частным сектором (298,3 млрд.
долл.) и вывозом капитала государством по линии накопления валютных
резервов (459,9 млрд. долл.), чистые финансовые убытки России от
хронического нежелания правительства финансировать отечественную
экономики и создавать мощную национальну. инвестиционно-банковскую
систему превысили 1,061 трлн. долл. Это эквивалентно 3 годовым
бюджетам России в 2011г. и 60% ВВП страны.

Нежелание ограничить воровство, коррупцию
и боязнь ударить по рукам олигархов душит экономику

По-прежнему только по прямому методу практически 60% доходов
бюджета обеспечивается за счёт нефтегазовых платежей. С учётом
косвенных эффектов от просачивания нефтедолларов в экономику на
долю нефтегазовых доходов приходится не менее 75% всей доходной
части бюджета.

Российские власти в угоду коррумпированным чиновникам и
компрадорской олигархии наотрез отказываются от демонтажа позорной
налоговой системы, при которой бедные платят за богатых. Россия
является единственной крупной экономикой в мире, где на практике
применяется регрессивная по своей сути шакала налогообложения
населения. Совокупная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда для
80% населения с доходами менее 33 тыс. рублей составляет 43% — 30%
социальные платежи и 13% в виде НДФЛ. Тогда как в силу наличия
верхней границы отсечения, а также активному использованию разного
рода дивидендных схем, вывозу капитала в оффшоры и регистрации
фирм-однодневок 1% населения России (олигархи и коррумпированные
чиновники), концентрирующий свыше 85% крупной собственности в
России, платят не более 10-13%.

Кроме того, власти по-прежнему наотрез отказываются от
пересмотра НДС и рассматривают его в качестве фундамента бюджетной
системы наряду с экспортными пошлинами и НДПИ. Притом что именно
НДС как налог на добавленную стоимость больнее всего бьёт по
наукоёмким отраслям промышленности, блокирует модернизацию и
усиливает примитивизацию производства. Тогда как добывающий сектор
экономики и производства низких переделов, связанные с хищнической
распродаже природно-сырьевой ренты и проеданием нефтедолларов,
меньше всего страдают от него.

По-прежнему сохраняется неприемлемая ситуация, при которой
налогообложения труда (13%) превышает налогообложение каптала (9%),
что способствует ещё большей имущественной поляризации общества и
расширяет пропасть между бедными и богатыми.

Независимый экономист Владислав Жуковский

Оригинал на KPRF.RU

Categories:Рубрик нет