социальные лифты

социальные лифты

Дочь неба Мария Долина

социальные лифты

Дочь неба Мария Долина

Маша Долина была одной из самых узнаваемых героинь Великой
Отечественной войны. Ее знаменитое фото в орденах на фоне самолета
по-прежнему тиражируется на плакатах, в средствах массовой
информации, публикуется в блогах и живых журналах. Таким было лицо
армии-победительницы.

Эта обаятельная девушка — гвардии капитан, заместитель
командира эскадрильи 125-го гвардейского бомбардировочного
авиационного Борисовского орденов Суворова и Кутузова полка имени
Героя Советского Союза Марины Расковой 4-й гвардейской
бомбардировочной авиационной дивизии — выполнила 72 боевых
вылета на самолете Пе-2, сбросила 45 тонн бомб. В 6 воздушных боях
летчица сбила в группе 3 истребителя противника.

Маша родилась 18 декабря 1922 года в крестьянской семье в деревне
Шаровка, ныне Полтавского района Омской области. Когда девочке
исполнилось 10 лет, ее семья переехала на Украину, в село
Михайловка Запорожской области. Отец Марии был инвалидом, лишился
ноги во время Гражданской войны, и семья, в которой росло десять
детей, постоянно находилась в тяжелом материальном положении. М.
Долина вспоминала: «Я хорошо училась в школе, но закончить
десятилетку не довелось. Семья очень нуждалась, пришлось оставить
учебу и идти работать. А у нас в Михайловке как раз открылась
планерная школа — филиал Мелитопольского аэроклуба. Меня туда
зачислили. Закончила я ее с отличием».

Затем Мария поступила в Херсонскую авиационную школу. Чтобы
экзаменационная комиссия приняла документы, Маше пришлось прибавить
к своему возрасту 2 года (с тех пор в документах указывался 1920-й
в качестве ее года рождения). После окончания школы в 1939 году
молодая летчица некоторое время работала инструктором
Днепропетровского и Николаевского аэроклубов Осоавиахима.
Началась война, и с июля 1941 года М. Долина добровольцем вступила
в Красную армию. В 1942 году, окончив Энгельскую военную
авиационную школу, Маша стала совершать боевые вылеты на пикирующем
бомбардировщике Пе-2. Первый ее вылет был совершен под
Сталинградом.

Будучи руководителем офицерского собрания полка, энергичная Маша
Долина организовывала вечера, где девушки-летчицы пели, танцевали и
вспоминали мирное время.

М. Долина вела воздушные бои в экипаже вместе со своей ровесницей
штурманом Галиной Джунковской, тоже впоследствии удостоенной звания
Героя Советского Союза. Они воевали в небе Северного Кавказа,
Кубани и Курска, участвовали в освобождении Белоруссии и
Прибалтики.

социальные лифты

М. Долина (слева) и штурман Г. Джунковская

Об одном из самых памятных боев Мария Долина рассказывала: «2 июня
1943 г. мы получили приказ на выполнение очередного боевого
задания. Облачность покрывала почти все небо. Это мешало
наблюдению. Приближение к цели мы заметили по возрастающей силе
зенитного огня. Наконец, перед нами — сплошная огненная
завеса. Снаряды рвутся то впереди, то по сторонам. Маневрировать в
плотном строю очень трудно, поэтому мы увеличили интервалы между
самолетами и по сигналам штурмана и стрелка-радиста, непрерывно
следящих за воздухом, сновали вверх-вниз, вправо-влево, сбивая
наводку пристреливающихся зенитчиков противника. Снаряды рвались
так близко, что самолет часто вздрагивал, а осколки горохом
рассыпались по плоскостям…

Я вела в девятке левое звено. Перед самой целью мотор стал давать
перебои. Машину резко потянуло в сторону. Было ясно, что где-то
перебита магистраль, подающая горючее к мотору. Ведомые Тоня и Маша
Кириллова, заметив, что наш самолет подбит, тоже стали отставать,
прикрывая нас.

Короткая команда — и бомбы сброшены. Облегченный самолет
легким толчком подбрасывает кверху. Теперь вторая задача —
сохранить экипаж и машину. Противник прежде всего старается разбить
строй, ведь легче сбить одиночный самолет. А мы, прижавшись крыло к
крылу, прикрываем друг друга огнем пулеметов. Стрелки-радисты и
штурманы отбивают одну атаку за другой. Самолетов противника
становится все больше. Теперь уже трудно сказать, сколько их, они
как воронье. Горит на моем самолете мотор. Подбит самолет Тони
Скобликовой, за ним тянется белая струя.

Но вот кончаются патроны, пулемет штурмана умолкает, я иду со
снижением. Истребитель противника нагнал нас и подошел слева
вплотную. Было отчетливо видно лицо летчика. Он поднял руку и
сначала показал один, потом два пальца. Я не поняла фашиста. Только
потом мне объяснили, что это был вопрос: «Как тебя сбить: за одну
атаку или за две?». Тут же я почувствовала удар по самолету. Теперь
горели оба мотора. Галя Джунковская, не раздумывая, начала
отстреливаться сигнальными ракетами. Противник был ошеломлён «новым
огневым средством» и уже не решался больше к нам подходить
вплотную. Ещё несколько выстрелов, и истребители противника
отстали.

Под самолетом река Кубань. Это линия фронта. А самолет —
словно факел, пламенем объяты оба мотора. Даю команду штурману и
стрелку-радисту покинуть самолет. Ваня Соленов отвечает: «Тяни,
командир, дотянем. А если погибать, то вместе!» Самолет быстро
теряет высоту. Земля… Сели на фюзеляж. Но выйти со штурманом не
можем, заклинило выходной люк. Выручает Ваня. Несмотря на ранение,
он, собрав последние силы, выбивает люк. Едва мы успели отбежать на
несколько шагов, как самолет взорвался, и столб пламени и дыма
взметнулся к небу».

Трудное воздушное сражение 9 советских бомбардировщиков с 8
немецкими истребителями окончилось победой наших летчиц. Девушки
выполнили боевое задание и сбили 4 истребителя, потеряв один
самолет.

Война продолжалась, предстояли новые бои. 26 июня 1944 года
отважная летчица сбросила бомбы на железнодорожное полотно на
станции Орша и взорвала эшелон с боеприпасами, а 28 июня нанесла
ряд бомбовых ударов по скоплению противника в деревне Зембин. В
успешном форсировании советскими войсками реки Березины и
освобождении города Борисов есть заслуга и Марии Долиной.

После победы под Борисовым 125-му Гвардейскому авиаполку, в котором
воевала М. Долина, было присвоено имя «Борисовский». На тот момент
летчица временно командовала 2-й эскадрильей. Вместе с сослуживцами
Мария написала жителям освобожденного города письмо, которое было
сброшено с вымпелом при очередном перелете: «Дорогие граждане
Борисова! Сегодня, 18 июля 1944 г., над вашим городом пролетает
авиационная часть, которой за участие в освобождении города
Борисова присвоено наименование «Борисовской». Мы летим дальше на
запад бомбить врага на его территории. Призываем Вас, дорогие
товарищи, быстрее восстанавливать свой город!»

18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в
боях с врагами, Марии Долиной было присвоено звание Героя
Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая
Звезда». Об этой награде летчица говорила: «Я всю жизнь отрабатываю
этот кусочек золота и считаю его общей наградой полка. Это они, не
вернувшиеся из боевых вылетов, — настоящие герои».

социальные лифты

Герой Советского Союза гвардии капитан Мария Ивановна Долина

Среди наград летчицы — два ордена Красного Знамени, орден
Отечественной войны 1-й степени, много медалей.

После войны М. Долина продолжила службу в военно-воздушных силах,
была заместителем командира бомбардировочного авиационного полка. В
1950 году ушла в запас. Несколько лет жила в Латвии, где окончила
партшколу и работала в Рижском горкоме партии Латвии.

В 1975 году М. Долина стала почетным членом знаменитого полка
«Нормандия-Неман». Французские асы не забыли о том, какое
впечатление произвели на них советские летчицы в годы Великой
Отечественной войны. Генерал Леон Кюффе делился воспоминаниями:
«Это было зимой 1944 г. Метель гуляла по аэродрому. И в такую
погоду на аэродром, где находился наш полк, сел пикирующий
бомбардировщик «Пе-2», так как соседний аэродром, где базировались
бомбардировщики, совсем закрыла метель. Мы, французские летчики, с
восторгом следили за смельчаком, отлично приземлившим свой самолет
при такой плохой видимости, и поспешили к самолету, чтобы скорее
познакомиться с летчиком. И как же мы были изумлены, узнав, что
самолет пилотировали девушки! Нам, французским летчикам, впервые
пришлось вести беседу на летные темы с представительницами
прекрасного пола». Французские летчики сказали тогда девушкам:
«Если бы мы могли собрать цветы всего мира и положить их к вашим
ногам, то и этим мы не смогли бы выразить свое восхищение
советскими летчицами».
В 1983 году М. Долина переехала в Киев, где и жила до конца своих
дней.

Мария Ивановна — из тех героинь Великой Отечественной войны,
которым удалось пройти через горнило чудовищных испытаний,
сохранить себя и победить. А затем встретиться еще и с проблемами
мирной жизни. В 1997 году, в день своего 85-летия, легендарная
летчица произнесла в Национальном музее Великой Отечественной войны
яркую речь: «Любите Родину, храните ее! Мы временны на этой земле,
а постоянное, вечное — это Родина. Не верьте фальсификаторам
истории, которые называют Великую Отечественную Второй мировой. Не
верьте, что это была только схватка Сталина и Гитлера! Изучайте
историю по подлинникам, имейте собственное мнение! Не верьте
предателям, которые не защищали Украину: УПА и другие били в
спину.

В этом я убедилась на собственном опыте. После Парада Победы в
Москве в июне 1945 г. мы получили правительственное задание
перегнать в Белград дивизию самолетов, которую Сталин подарил Тито.
По дороге приземлялись для дозаправки во Львове. Поскольку на нас
была военная форма, всех предупредили, что от аэродрома далеко
отходить не стоит, так как кругом орудуют «лесные братья». Потом,
когда мы вылетели со Львовского аэродрома, над Карпатами по нам
открыли огонь из зенитного оружия. У ОУН-УПА была даже зенитная
артиллерия! Мы сразу рассредоточились, и они, конечно, никого не
сбили, так как стрелять толком не умели, но некоторые самолеты были
повреждены. По прибытии в Белград мы доложили об этом
командованию».

Мария Ивановна сохранила боевой дух, прямоту и принципиальность до
самых преклонных лет. Долгие годы она боролась за права ветеранов,
способствовала установлению памятников однополчанкам в местах их
гибели, помогала живым ветеранам решать бытовые вопросы. Она
говорила: «Мы, победители, живем хуже побежденных. Кто доживет,
должны пожить в цивилизованном государстве. Нам много не надо.
Ласковое слово, доброе отношение…»

М. Долина ушла из жизни 3 марта 2010 года. Похоронена на Байковом
кладбище в Киеве.
Мария Долина вела дневники, хранила переписку с боевыми подругами,
собирала информацию в архивах Минобороны СССР. После смерти Марии
Ивановны вышла книга ее мемуаров о судьбах военных летчиц. Книга
называется «Дочери неба». Так всегда подписывал письма к Марии
Долиной ее друг прославленный летчик уроженец Украины трижды Герой
Советского Союза Иван Кожедуб.
Ангелина ДЕМЬЯНОК
http://kramtp.info/news/64/full/id=25000;

Без рубрики .