У американцев вообще достаточно специфические отношения с телами
врагов. Выдиранием золотых зубов, этим неизбежным для любой войны
явлением, дело не ограничивалось. Хотя, конечно, и зубы выдирали,
куда ж без этого.
У американцев вообще достаточно специфические отношения с телами
врагов. Выдиранием золотых зубов, этим неизбежным для любой войны
явлением, дело не ограничивалось. Хотя, конечно, и зубы выдирали,
куда ж без этого.
В фильме Full Metal Jacket есть один интересный эпизод. Вообще-то
там все эпизоды интересные, но есть один особенный, когда Шутник
прибывает в расположение первого взвода. В расположении первого
взвода в кресло усажен труп вьетнамского солдата. Бойцы с ним
разговаривают, поздравляют с днём рождения и глумятся
по-всякому.
Эпизод, конечно, можно трактовать как угодно. Смерть рядом, типа.
Живые неотделимы от мёртвых. Сегодня он, а завтра мы.
Экзистенциальная лёгкость бытия. Прочая чушь. Но мне напоминает о
вполне конкретном. У американцев вообще достаточно специфические
отношения с телами врагов. Выдиранием золотых зубов, этим
неизбежным для любой войны явлением, дело не ограничивалось. Хотя,
конечно, и зубы выдирали, куда ж без этого.
Японец был жив. Он получил тяжёлое ранение в спину и не мог
пошевелить руками, иначе он бы сопротивлялся до последнего вздоха.
Во рту его сверкал большой золотой зуб, который привлёк победителя.
Морпех поддел основание зуба концом ножа и ударил по рукоятке
ладонью. Поскольку японец дрыгал ногами и дёргался, лезвие
соскочило и вошло глубоко в рот жертвы. Морпех выругался и резким
движением разрезал его рот до ушей. Он поставил ногу на нижнюю
челюсть и снова попытался достать зуб. Кровь полилась в рот
умирающего. Он издал булькающий звук и дико забился. Я закричал:
“прикончи его наконец”. Подбежал другой морпех и всадил
пулю в голову жертвы, тем самым прекратив агонию. Стервятник с
недовольным ворчанием продолжил извлекать свою добычу.
«With the Old Breed: At Peleliu and Okinawa», Eugene Sledge.
Первого февраля 1943 года журнал Лайф опубликовал фотографию Ральфа
Морзе с изображением отрезанной головы японца, которую морпехи
закрепили под орудием танка. Лайф получил письма протеста от людей,
“не способных поверить, что американские солдаты могут
проявлять такое зверство”. Редакторы возразили, что
“война неприятна, жестока и бесчеловечна, и забыть об этом
было бы ещё хуже”. Впрочем, изображение привлекло в два раза
меньше внимания, чем фотография подвергшегося жестокому обращению
кота.
Уже в октябре 1943 года верховное командование США было озабочено
большим количеством газетных заметок с фотографиями подобного рода.
Например, в одной из них рассказывалось про солдата с ожерельем из
японских зубов, а в другой даже приводились фотографии, наглядно
демонстрирующие процесс приготовления черепа, включающий
отваривание и очистку костей от плоти.
Насколько распространённой была практика подобного рода? Согласно
Уэйнгартнеру, указать сколько-нибудь точно не представляется
возможным, но очевидно, что достаточно обыденной. Если верить
Харрисону, расчленением трупов занималась лишь малая часть солдат,
но их поведение поддерживалось настроениями большинства. Доуэр
утверждает, что подавляющее большинство бойцов не принимало участия
в подобного рода охоте за сувенирами. Однако, случаи были
достаточно многочислены, чтобы обеспокоить военное руководство, и
часто комментировались в военной печати. Можно сказать с
уверенностью, что извлечение зубов было делом заурядным и не
вызывало неприятия ни среди рядовых, ни даже среди офицеров. К
другим частям тела отношение было различным среди различных
подразделений.
Опрошенные в процессе исследований ветераны показали, что по
крайней мере извлечение из мёртвых (а порой и из живых) врагов
золотых зубов было широко распространённой практикой.
Началось всё это безобразие уже с битвы за Гуадалканал. То есть
достаточно рано. Фактически – как только представилась первая
возможность. А в 1944 году даже таможня на Гаваях интересовалась у
прибывающих американцев, не перевозят ли они японские кости.
Несомненно, большое значение в колекционировании частей тел врага
сыграла экономическая составляющая. На такие сувениры был
постоянный спрос. Их отсылали домой в качестве подарков семье или
друзьям. Иногда родственники даже сами просили о подобных
подарках.
Известен случай, когда мать выпрашивает для сына разрешение
отправить ей ухо, и даже случай подкупа капеллана японскими ушами.
Самый известный эпизод относится к фотографии недели в журнале
Лайф, со следующей подписью:
«Когда два года назад высокий, красивый лейтенант прощался со своей
20-летней невестой, он пообещал ей голову японца. На прошлой неделе
Натали дождалась подарка, который подписан автографами её любимого
и его 13-ти друзей.»
В 1942 году Алан Ломакс записал блюз, в котором чернокожий солдат
обещает своему сыну японский череп и зуб.
Один из конгрессменов даже подарил президенту Рузвельту нож для
открывания писем, выполненный из плечевой кости японца.
Когда в 1984 году произошла репатриация останков японских солдат с
Марианских островов, приблизительно 60 процентов тел оказалось без
черепов. Согласно большинству отчётов, то же самое творится и на
Иводзиме.
Собственно, досих пор черепа японцев (времён второй мировой) и
вьетнамцев (времён вьетнамской войны) продолжают возвращать, иногда
сами ветераны или их родственники, иногда случайно находят
полицейские.
http://sealcon.livejournal.com/52715.html