В середине ноября текущего года Министерство экономического
развитияВ подготовило новый макроэкономический прогноз
развития России до 2030 года, предусматривающий резкий рост тарифов
на газ и электроэнергию. Насколько можно судить, МЭР, на которое
после прихода в него Андрея Белоусова, первого профессионального
экономиста за последние 15 лет, многие эксперты возлагали большие
надежды в плане возможности появления вменяемой и национально
ориентированной макроэкономической политики, по-прежнему стоит на
страже коммерческих интересов сырьевых монополий, крупного
олигархического капитала и коррумпированных чиновников.
В середине ноября текущего года Министерство экономического
развитияВ подготовило новый макроэкономический прогноз
развития России до 2030 года, предусматривающий резкий рост тарифов
на газ и электроэнергию. Насколько можно судить, МЭР, на которое
после прихода в него Андрея Белоусова, первого профессионального
экономиста за последние 15 лет, многие эксперты возлагали большие
надежды в плане возможности появления вменяемой и национально
ориентированной макроэкономической политики, по-прежнему стоит на
страже коммерческих интересов сырьевых монополий, крупного
олигархического капитала и коррумпированных чиновников.
В лучших традициях В«либеральных сектантовВ» 90-х годов прошлого
века нынешнее руководство МЭР, вполне оправданно открестившееся от
навязываемого Минфином антимодернизационного и антисоциального
бюджета на 2013-2015гг. и признавшее закат эпохи проедания
нефтедолларов, предложило стратегию, которая целенаправленно
подрывает остатки научно-технического и производственного
потенциала России.
Складывается такое ощущение, что даже нынешнее
руководство МЭР, которое сложно обвинить в некомпетентности и
непрофессионализме, испытывает на себе колоссальное политическое
давление со стороны приближенных к высокопоставленным чиновникам
крупного олигархического бизнеса и сырьевых монополий.
В противном случае просто невозможно объяснить тот факт, что
Министерство экономики затеяло масштабную перестройку всей системы
финансирования газовой и электроэнергетической отраслей
промышленности. В рамках подготовленной МЭР программы
подразумевается, что на протяжении ближайших 18 лет
российским гражданам, 70% которых не получают даже среднюю
заработную плату по стране, предстоит начать платить за энергию
больше, чем платят промышленные предприятии. По сути дела,
речь идёт о том, что и без того загнанное в социальный тупик и в
большинстве своём бедное население будет из своего неглубокого
кармана финансировать воровство монополий и красивую жизнь
коррупционеров.
Как и водится в среде российских либералов и В«рыночных
фундаменталистовВ», безнаказанный произвол монополий и их искреннее
желание залезть в карман и без того бедному населению
обосновывается тезисами о необходимости аккумулирования средств на
оплату капитального ремонта изношенных на 80-85% энергомощностей и
модернизацию инфраструктуры. В полном идейном согласии с
гайдаровцами и младореформаторами, окунувшими Россию в нищету и
разруху в 1990-е года, нынешнее руководство Министерства экономики,
по сути дела, заявляет, что вплоть до 2030г. финансирование
инвестиционных программ российских естественных монополий будет
осуществляться за счёт кармана рядовых граждан.
При этом никто из высокопоставленных чиновников МЭР по
удивительному стечению обстоятельств (чтобы не ставить под удар
правящий компрадорско-олигархический клан) ни слова не
сказал о коррупциогенности и финансовой непрозрачности
инвестиционных программ российских монополий. Также как
тактично умолчали о искусственном многократном завышении
сметных затрат, целой пирамиде никому ненужных (кроме самим
монополистам и контролирующим их чиновникам)
паразитов-посредников, а также о колоссальном воровстве на
реализации всевозможных В«олимпийских строекВ». Благодаря всем этим
непроизводительным издержкам итоговая цена на газ, электроэнергию,
услуги ЖКХ, транспорт, а также подавляющую часть товаров широко
потребления завышаются в 2-2,5 раза.
Вместо того, чтобы потребовать от естественных и
псевдоестественных монополистов, безнаказанно загоняющих и
без того бедное население в нищету, а остатки несырьевой
промышленности в пропасть, раскрыть структуру
себестоимости оказываемых услуг и предоставить детальную информацию
по структуре так называемого В«инвестиционного тарифаВ»,
необходимостью повышения которого монополисты объясняют
стремительный рост цен на газ, электроэнергию, воду, транспорт, ЖКХ
и прочие услуги, чиновники занимаются легитимизацией
безнаказанного ограбления населения и бизнеса.В
Согласно предложенной Министерством экономики программе,В
предполагается, что за период 2013-2020гг. цены на электроэнергию
для всех видов потребителей в среднем подскочат в 2,4-3 раза в
зависимости от сценария развития, который утвердит федеральное
правительство. Хуже всего того, что финансово-экономический блок
правительства, оккупированный В«рыночными фундаменталистамиВ» и
идейными наследниками Гайдара-Чубайса-Ясина-Мау, предлагает
перенести бремя коррупционных поборов, завуалированных в виде
повышения тарифов, на плечи обездоленного населения.
Согласно прогнозу МЭР, расходы рядовых граждан России,
70% которых с официальными доходами менее 20 тыс. рублей едва
сводят концы с концами и до сих пор не могут вырваться из парадигмы
элементарного физиологического выживания, на оплату безудержно
дорожающей электроэнергии вырастут аж в 5 раз. Тогда как газ,
добываемый В«национальным достояниемВ» и принадлежащей всем жителям
России, подорожает более чем в 4,6 раз.
Самое удивительное состоит в том, что даже сам МЭР вынужден
признать антисоциальный характер навязанной крупным сырьевым лобби
и естественными монополиями инициативы по ускоренной индексации цен
на газ и электроэнергию. Само министерство экономики косвенно
признало тот факт, что в результате произвола монополистов лишь у
трети наиболее обеспеченной части населения России потребление газа
и электроэнергии сохранится на сегодняшнем уровне. Тогда как 65-70%
российских граждан, искусственно удерживаемых в нищете и бедности,
будут вынуждены существенно сократить и без того скудное по меркам
экономически развитых стран потребление энергоносителей.
Да, в силу колоссального износа мощностей, устаревшим
производственным технологиям, так и не появившимся
энергосберегающим технологиям и, безусловно,
природно-географическим особенностям энергоёмкость российской
экономики (затраты энергоресурсов на 1 долл. ВВП) в 2,5-3 раза
превышает показатели европейских стран и в 4-5 раз превышает
уровень США, Японии, Южной Кореи. Однако в расчёте на душу
населения потребление электроэнергии, газа, воды не дотягивает до
отметок крупнейших экономик мира в 1,5-2 раза. А по
продовольственным товарам (мясу, фруктам, овощам, молок и т.д.)
Россия уступает экономически развитым странам в 2-3 раза.
Судя по всему, российские чиновники решили провести модернизацию
и побороться за энергоэффективность экономики путём отрезания
подавляющей части населения от услуг ключевой жизнеобеспечивающей
инфраструктуры. На самом деле, этот подход уже давно стоит на
вооружении российских В«рыночных фундаменталистовВ» — ещё в разгар
либерального погрома несырьевой промышленности и социальной сферы в
1990-е годы они не стесняясь предлагали всем, В«кто не вписался в
рынок, идти в лес собирать грибыВ».
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что, согласно данным
Росстата и экспертным оценкам, порядка 73-75% электричества
в европейской части России вырабатывается из газа, а доля Газпрома
на внутреннем рынке В«голубого топливаВ» России достигает
72%. При этом на долю домашних хозяйств, т.е. физических
потребителей, приходится менее 12% суммарного потребления газа в
России. Остальное идёт на нужды промышленности, нефтехимии,
производителей удобрений и т.д.
Принимая во внимание структуру энергобаланса отечественной
В«экономики трубыВ», парализованной судорогой коррупции и
произволом монополий, и критическую роль В«национального
достоянияВ» на отечественном рынке газа, становится вполне
очевидно, в чьих интересах разрабатывалась эта часть прогноза МЭР и
кто является главным бенефициаром безудержного повышения цен на
газ.
Насколько можно судить, коррумпированные чиновники
осознанно лоббируют коммерческие интересы газовой монополии,
которая погрязла в целой черед громких коррупционных
скандалов: начиная от рядового 2-кратного завышения
сметных расходов при строительстве веток газопроводов (В«СеверныйВ»
и В«ЮжныйВ» потоки) и заканчивая откровенно невменяемойВ
инициативой создать собственный чемпионат по футболу в ответ на
санкции КДК против принадлежащего Газпрому (т.е. рядовым гражданам
России) ФК В«ЗенитВ».
В конечном итоге дополнительные прибыли, полученные за счёт
узаконенного обворовывания населения, сельского хозяйства и
обрабатывающей промышленности, будут стекаться в В«ГазпромВ».
Который только в 2011г. отчитался о рекордных прибылях (свыше 44,4
млрд. долл.), возглавив список Fortune-500 по данному показателю
ценой более чем двукратных недоплат в бюджет НДПИ, экспортной
пошлины и акцизов по сравнению с нефтяными компаниями.
Не лучше обстоят дела с электроэнергетикой. В настоящий момент
средний тариф для домов с электрическими плитами составляет
примерно 2,6 рубля за кВт/ч электроэнергии. При ориентировочном
потреблении одной квартирой 200 кВт/ч в месяц получается, что одна
среднестатистическая семья в России в среднем за месяц платит
порядка 500 рублей только за электричество. В соответствии
с прогнозом МЭР, тариф на электроэнергию вырастет в пять раз за
ближайшие 18 лет, в результате чего средний платеж перевалит за
2500 рублей в месяц.
Достаточно просто умножить данный показатель на 85-87 миллионов
квартир и частных домов в стране, чтобы получить цифру в 210-240
миллиардов рублей в месяц. Что эквивалентно порядка 2,55
триллиона рублей в год. Из озвученной суммы на долю
дополнительного сбора за рост тарифа свыше сегодняшнего уровня
придётся порядка 1,9-2 трлн. рублей. Именно такую
колоссальную сумму, превышающую сегодняшний годовой бюджет Москвы и
Санкт-Петербурга, правящие власти намеренные изъять у населения и
переложить в карман отреформированных энергетических
монополистов под благодушные рассуждения об
В«инвестиционных программахВ» и В«модернизации производстваВ».
Либералы на страже кармана олигархов и
коррупционеров
Насколько можно судить, в этом и состоит глубинная суть и
истинное целеполагание отечественных либералов,
уже давно превратившихся в передовой штурмовой отряд
глобального бизнеса по демонтажу финансово-экономического
суверенитета России и расчистки пространства для дальнейшей
колонизации РФ со стороны транснационального капитала.
Отечественные чиновники, насколько можно судить по их поступкам,
стараются довести цены на газ, электроэнергию, услуги ЖКХ, воду,
транспорт, продукты питания и социальные услуги (в том числе
образование, здравоохранение и т.д.) до уровня экономически
развитых стран.
А заработные платы и имущественную пропасть оставить на уровне
слаборазвитых стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, что на
фоне безудержно растущей стоимости жизни, затухания экономической
активности, загнивания несырьевых производств, неконтролируемого
наплыва низко квалифицированной рабочей силы и сокращения
социальных расходов государства рискует привести к социальному
взрыву и политической нестабильности.
Судя по докладу МЭР, получается, что рядовые граждане России, в
том числе врачи, учителя, преподаватели, учёные, пенсионеры,
дети-сироты, инвалиды и многодетные матери, которые уже сегодня
вопреки захлёбывающемуся от притока нефтедолларов бюджету живут в
откровенной нищете и бедности, в течение ближайших 18 лет в
среднем будут вынуждены платить за электроэнергию на 70%, а за
В«голубое топливоВ» на 30% больше, чем промышленные
потребители. Принимая во внимание тот факт, что
Министерство экономики прогнозирует увеличение средних номинальных
доходов населения в 2,7 раз в течение ближайших 18 лет, получается,
что ожидаемый рост цен на газ и электроэнергию как минимум в 2 раза
превысит рост доходов населения.
На самом деле ничего удивительного не произошло ∓
Министерство экономики просто-напросто в очередной раз
признало, что никакой борьбы с реальной инфляцией и теми факторами,
которые её провоцируют, как не велось, так и не будет
вестись. Российские коррупционеры продолжают
целенаправленно повышать тарифы на услуги естественных монополий и
закрывать глаза на колоссальные масштабы воровства энергетиков,
газовиков, транспортных монополий и произвол жилищно-коммунальной
мафии не в силу иррациональной и неконтролируемой нелюбви к
российским гражданам и отечественному бизнеса. Скорее всего, они не
имеют ничего против них.
Российские бюрократы, сделавшие коррупцию и воровство смыслом
своего существования и, насколько можно судить, возведшие её до
основы нынешнего государственного строя, осознанно идут на
убийственное для отечественной экономики повышение тарифов. И
делают они это по одной простой причине ∓
коррумпированные чиновники отдают себе отчёт в том, что,
если не будет повышения тарифов, то контролируемые ими монополисты
всех мастей просто не смогут платить им же самим
взятки.
Это в чистом виде бизнес ∓ находящийся у власти
клан В«оффшорной аристократииВ» и оккупировавшие
финансово-экономический блок правительства В«либеральные сектантыВ»
просто-напросто отстаивают свои собственные коммерческие интересы и
пытаются заработать на транзитном перераспределении нефтедолларов
из карманов бюджетников и несырьевых производств в карманы
монополистов.
Другое дело, что действия российских В«модернизированных
чиновниковВ» противоречат национальным интересам России и
несовместимы с жизнью как минимум 75-80% населения страны, которые
не смогли вписаться в паразитическую и примитивную по своей сути
В«экономику трубыВ». По большому счёту, при наличии
более-менее некоррумпированной прокуратуры и свободной от
В«телефонного праваВ» судебной системы такого рода заявления
властей как минимум тянули бы на вредительство. И почти наверняка
расценивались как попытка осознанного и целенаправленного геноцида
своего собственного населения.
Бездумно повышая тарифы и перекладывая бремя коррупционных
поборов и внутрикорпоративного воровства на плечи рядовых граждан,
чиновники искусственно удерживают в нищете львиную долю населения
России, убивают отечественную несырьевую обрабатывающую
промышленность и ставят крест на любой попытке
модернизации.В
Нищее население заплатит за произвол монополий и коррупционный
беспредел
Больше всего опасений вызывает тот факт, что именно рядовые
граждане из своего кармана будут вынуждены в очередной раз оплатит
безумство властей, произвол монополий и коррупционные поборы
сросшихся с олигархическим бизнесом чиновников.
Согласно официальным данным всё того же Росстата, за период
2000-2011гг. средний размер пенсии в России вырос в 10 раз
∓ с 823 до 8272 рублей. Доходы российских граждан,
полученные путём суммирования многомиллиардных доходов российских
олигархов (прохоровых, обрамовичей, дерипасок, лисиных, усмановых и
прочих представителей В«оффшорной аристократииВ»), сверхприбылей
коррумпированных чиновников, спекулянтов и нищенских доходов
врачей, учителей, учёных и пенсионеров выросли в 9 раз
∓ с 2281 до 20700 рублей. Приблизительно аналогичная
ситуация складывается с заработными платами, которые, по
официальным данным Росстата, за период с 2000 по 2011г. выросли в
10-11 раз в€” с 2,2 до 22,5 тыс. рублей.
Однако, согласно крайне политкорректным и В«причёсаннымВ»
оценкам всё того же Росстата, за эти же 11 лет построения
В«сувенирной демократииВ» тарифы на услуги ЖКХ, транспортные
перевозки, газ, ГСМ и электроэнергию выросли в 11-15 раз. Более
того, по оценкам независимых от Кремля экспертов, в частности
бывшего главы НИИ Статистики Росстата Василия Симчеры, а также
академиков С.Глазьева, О.Богомолова и Н.Петракова, тарифы на услуги
естественных монополий, газ и ЖКХ подскочили в 15-25 раз.
Таблица 2. Изменение структуры потребительских расходов домашних
хозяйств в России (в % к итогу)
Показатель |
2000г. |
2011г. |
Прирост показателя за 2000-2011гг. (раз) |
Номинальные доходы населения |
2281 |
20700 |
9,07 |
Средний размер трудовой пенсии |
823 |
8272 |
10,05В |
Водоснабжение холодное и водоотведение (за месяц с человека) |
15,8 |
238,6 |
15,10 |
Плата за жилье в домах государственного и муниципального |
1,3 |
16,7 |
12,85 |
Отопление жилых помещений (за кв.м) |
1,61 |
22,6 |
14,04 |
Газ сетевой (за месяц с человека) |
5,66 |
48,32 |
8,54 |
Электроэнергия в квартирах (за 100 кВт.) |
39,16 |
249,69 |
6,38 |
Услуги связи (за месяц) |
52,63 |
377,38 |
7,17 |
Посещение детского ясли-сада (в день) |
9,19 |
56,97 |
6,20 |
Первичный осмотр у врача |
62,97 |
381,03 |
6,05 |
Анализ крови |
37,99 |
217,7 |
5,73 |
Проезд в метро (за поездку) |
4,31 |
24,37 |
5,65 |
Проезд в автобусе (за поездку) |
2,62 |
14,74 |
5,63 |
Источник: расчёты автора по данным Росстата
По данным всё того же Росстата, за период 2000-2011гг. цены на
холодное водоснабжение и водоотведение, только в соответствии с
В«причёсаннымиВ» данными официальной статистики, подскочили в 15
раз, отопление жилья подорожало в 14 раз, плата за съём социального
жилья выросла в 12,7 раз, цены на газ увеличились в 8,5 раз, плата
за телефон выросла в цене в 7,2 раза.
Цены на электроэнергию после погрома единой энергосистемы РАО
ЕЭС, затевавшегося российскими В«рыночными фундаменталистамиВ» под
благие лозунги о В«модернизации производстваВ», В«преодоления
дефицита мощностейВ», В«стимулирования конкуренцииВ» и В«снижения
цен на энергиюВ», как и ожидалось, вместо снижения подскочили в 6,4
раза.
Притом что инвестиционная программа капитальных вложений
отреформированных энергетиков не была выполнена и на 30-35% от
запланированного уровня, о чём в 2010г. был вынужден заявить даже
тогдашний премьер Путин. Вместо модернизации производства и
снижения непроизводительных издержек энергетики, занимаются
открытым шантажом правительства, бизнеса и населения, тарифы растут
на 15-20% ежегодно. Притом что установленные мощности РАО ЕЭС
распродавались по цене в 4-7 раз ниже рыночной (250-300 долл. за
кВт.), а некогда профицитные области Дальнего Востока и Восточной
Сибири загнаны в глубокий энергодефицит.
При этом нужно прекрасно отдавать себе отчёт в том, что
официальные оценки Росстата, который испытывает на себе, насколько
можно судить по его постоянным статистическим манипуляциям,
колоссальное политические давление со стороны властей, не имеют
никакого отношения к действительности. Мало того, что лучшие
отечественные макроэкономисты и учёные буквально на пальцах
показывают властям, что стоимость жизни в России растёт не на 6-8%,
как говорит правительство, а на 15-20%, так ещё и нынешний глава
Сбербанка экс-министр экономики России Герман Греф косвенно признал
несостоятельность официальных оценок темпа роста цен.
Буквально в середине ноября на заседании наблюдательного совета
крупнейшего госбанка России он предложил провести В«инде
7959
ксациюВ»
вознаграждения членов набсовета не на 5,5-6%, а на целых 10%. В
силу того, что в состав потребительской корзины 60% малоимущих
слоёв населения России свыше 55-70% приходится на продукты питания,
оплату слуг ЖКХ, естественных монополий и транспорта, растущих в
цене в 1,5-2 раза быстрее общей инфляции, логично предположить, что
реальная В«социальная инфляцияВ» для 70% населения с доходами менее
средней заработной платы по России превышает 17-20%.
Эта оценка Грефа совпадает с расчётами экс-главы НИИ Статистики
Росстата Василия Симчеры, которые указывает, что так называемая
В«социальная инфляцияВ» для 60% населения России, относимых
Институтом Социологии РАН к бедным и нищим слоям населения,
достигает 20-22%. Если принять эту величину в качестве
среднегодовых темпов роста потребительских цен (практически
совпадает с величиной дефлятора ВВП в последние годы), то окажется,
что накопленный за период 2000-2011гг. прирост цен составляет не
321%, как показывает Росстат, а как минимум 830-870%. Другими
словами, широко разрекламированный в СМИ В«рост благосостояния
российских гражданВ» на деле оказался очередным хорошо продаваемым
в предвыборный период мифом.
Практически целиком и полностью номинальный рост доходов
населения был съеден скачком цен на товары и услуги,
спровоцированным произволом монополий, задиранием цен со стороны
торговых перекупщиков, коррупционными поборами, непозволительно
дорогими кредитами, аварийным состояние базовой жизнеобеспечивающей
инфраструктуры, а также устаревшими производственными и
управленческими технологиями.
Стремительный рост цен на услуги естественных монополий и
жилищно-коммунальной мафии, поборы которой были, по сути дела,
легитимизированы и узаконены после приватизации системы ЖКХ в
начале 2000-х годов, не мог не сказаться на уровне жизни населения
и качественной структуре потребительской корзины. Согласно
официальным данным всё того же Росстата, за период 2003-2010гг.
произошла существенная деградация и примитивизация структуры
потребительских расходов населения России.
Таблица 2. Изменение структуры потребительских расходов домашних
хозяйств в России (в % к итогу)
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Потребительские расходы — всего |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
В В В В В В В В В В В в |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В В В продукты питания и безалкогольные |
37,72% |
36,01% |
33,17% |
31,55% |
28,40% |
29,13% |
30,52% |
29,63% |
В В В алкогольные напитки, табачные изделия |
3,19% |
3,02% |
2,71% |
2,71% |
2,42% |
2,26% |
2,40% |
2,45% |
В В В одежду и обувь |
12,62% |
11,63% |
10,68% |
10,90% |
10,36% |
10,40% |
10,36% |
10,82% |
В В В жилищно-коммунальные услуги, |
10,52% |
10,81% |
11,34% |
12,11% |
11,64% |
10,38% |
10,79% |
11,28% |
В В В предметы домашнего обихода, |
7,25% |
6,89% |
7,21% |
7,26% |
7,27% |
7,53% |
7,03% |
6,19% |
В В В здравоохранение |
2,22% |
2,36% |
2,47% |
2,98% |
3,09% |
2,90% |
3,06% |
3,23% |
В В В транспорт |
9,16% |
10,21% |
12,18% |
12,46% |
16,56% |
15,53% |
13,45% |
14,94% |
В В В связь |
2,40% |
2,95% |
3,66% |
3,99% |
3,84% |
3,68% |
3,80% |
3,80% |
В В В организацию отдыха и |
5,97% |
6,26% |
7,06% |
6,40% |
6,40% |
7,72% |
7,27% |
6,75% |
В В В образование |
1,31% |
1,71% |
1,83% |
1,98% |
1,76% |
1,58% |
1,53% |
1,30% |
В В В гостиницы, кафе и рестораны |
3,07% |
3,54% |
2,94% |
2,57% |
3,00% |
2,97% |
3,35% |
3,37% |
В В В другие товары и услуги |
4,55% |
4,62% |
4,75% |
5,10% |
5,26% |
5,91% |
6,44% |
6,24% |
Источник: расчёты автора по данным Росстата
Удельный вес расходов на жилищные услуги, воду, электроэнергию,
газ и отопление подскочили с 10,5% до 11,3% от совокупных расходов,
из которых на водоснабжение и коммунальные услуги ∓ с
2,6 до 2,9%, на электроэнергию и газ ∓ с 4,3 до 5,5%,
на горячее водоснабжение ∓ с 2,4 до 3,1%.
Также существенно подскочила доля расходов на транспорт
∓ с 2,8% до 3,1%, на услуги связи ∓ с
2,4% до 3,8%, на культуру и отдых ∓ с 6% до 6,8%, на
здравоохранение ∓ с 2,2% до 3,3%. Притом что удельный
вес затрат на медикаменты вырос с 1,3% до 1,8%, наВ
амбулаторные услуги ∓ с 0,7% до 1,1%. На самом деле,
если прекратить суммировать доходы российских сырьевых олигархов,
монополистов и коррумпированных чиновников с доходами 70% бедного
населения, то получится, что на долю затрат на услуги естественных
монополий, ЖКХ, продуктов питания и транспорта у них приходится
свыше 60-70% расходной части бюджета.
Ещё наглядней масштабы деградации качества потребительской
корзины российских граждан становятся при анализе агрегированных,
т.е. обобщённых статей потребительских расходов. Согласно
официальным данным всё того же Росстата, за период 2003-2010гг. на
фоне легитимизации произвола жилищно-коммунальной мафииВ и
постоянных олигополистических сговоров крупных нефтегазовых
гигантов удельный вес расходов на ЖКХ и топливо увеличился с 10,5%
до 11,28%.
Одновременно с этим с 9,16% до 14,94% подскочил удельный вес
затрат на транспорт, что также обусловлено произволом крупных
транспортных монополистов ∓ начиная от РЖД и
метрополитена и заканчивая недостаточной конкуренцией и
антимонопольным контролем за авиаперевозчиками и муниципальным
транспортом.
Доля затрат на связь в структуре потребительских расходов
выросла с 2,4% до 3,8%, тогда как удельный вес безудержно
дорожающих услуг здравоохранения и культурного досуга в связи с
целенаправленной политикой правящий властей на приватизацию
бюджетной сферы увеличился с 2,22% и 5,97% до 3,23% и 6,75%
соответственно. Как уже отмечалось ранее, это стало прямым
следствием взятого российскими властями курса на приватизацию
бюджетной сферы и повышение платности базовых социальных услуг.
Монетизация льгот, приватизация бюджетной сферы, сокращение
бюджетных мест в ВУЗах, принятие поправок в ФЗ-83 (расширение
платности социальных услуг) привели к тому, что для 60% населения
России с доходами менее 15 тыс. рублей социальные услуги стадии
непозволительной роскошью.
Также сложно в откровенно позитивном ключе интерпретировать
снижение удельного веса затрат на предметы домашнего обихода,
бытовую технику и уход за домом. Безусловно, в определённой степени
этому способствует усиливающийся наплыв дешёвого китайского и
субсидируемого европейского импорта, который в силу роста
предложения товаров давит на цены в сторону их снижения.
Однако в не меньшей степени это объясняется тем простым фактом,
что практически полная безнаказанность энергетиков, сырьевых
олигархов, жилищно-коммунальных служб, транспортных монополий и
оптово-розничных перекупщиков, провоцирующая раскрутку инфляции в
экономики, спровоцировала ускоренный рост цен на многие товары и
услуги первой необходимости ∓ начиная от газа и света
и заканчивая слугами здравоохранения. В результате чего у
российских граждан просто не остаётся средств на приобретение
бытовой техники и предметов домашнего обихода. Неудивительно, что
согласно социологическим опросам порядка 60% россиян просто не в
силах позволить себе купить крупную бытовую технику и товары
длительного пользования (холодильник, телевизор и т.д.) без
потребительского кредита. По европейским меркам это также
расценивается как индикатор бедности.