Против лжеучителей

Против лжеучителей


Веруй всему богооткровенному учению, и, приемля
благодатные силы, яже к животу и благочестию, чрез св. таинства,
живи неуклонно по заповедям Божиим под руководством богоучрежденных
пастырей и в послушании им, но все сие в духе св. Церкви Божией, по
её законоположениям, и с нею состоя в живом союзе — и
спасешься.

Против лжеучителей

7) Но одной веры недостаточно для спасения. Надобно и
жить свято по всем заповедям Господним
. «Не всяк, глаголяй Ми:
Господи, Господи, внидет в царствие Божие, но творяй волю Отца
Моего», — говорит Господь (Мф. 7, 21). Воля же Отца небесного
выражена в заповедях Его. Читай Евангелие, и ты найдешь там,
конечно, требования и веры, но не слишком много. Преимущественно же
оно предлагает уроки святой и богоугодной жизни. Из него скорее
выходит такое заключение: исполняй искренно и неутомимо заповеди и
спасешься, руководясь, конечно, верою, и направляя сие к угождению
Господу. Внимай, что говорит Господь: «имеяй заповеди Моя и
соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будетъ Отцем
Моим. И Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам». И еще: «аще кто любит
Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, — и к нему приидем
и обитель у него сотворим» (Иоан. 14, 21-23).

Также и в посланиях Апостольских много пишется о вере, но о святой
жизни еще больше. Святой Павел все дело спасения совместил в двух
словах: «вера, любовию споспешествуема» (Гал. 5, 6). Под любовию
разумеет исполнение всех заповедей и от всяких грехов и греховных
страстей отчуждение (Рим. гл. 13). Почему во всех посланиях своих
он всю заботу христиан обращает на святую и богоугодную жизнь,
говоря: «елика суть истина, елика честна, елика праведна, елика
пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвалъна, аще кая
добродетель, и аще кая похвала, сия помышляйте: и Бог мира будетъ с
вами» (Фил. 4, 8). И самое, говорит, домостроительство спасения
нашего затем имело место, чтоб сделать нас способными жить свято.
«Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи
нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и
праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженного
упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа» (Тит. 2, 11-13).

Тоже настоятельно твердят и все другие Апостолы. Приведу слова
Апостола Иакова. «Кая польза, братие моя, говорит он, аще веру
глаголет кто имети, дел же не имать? Еда вера может спасти его? —
Вера, аще дел не имать, мертва есть о себе. Но речетъ кто: ты веру
имати, аз же дела имам: покажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе
покажу от дел моих веру мою. Ты веруеши, яко Бог един есть: добре
твориши: и беси веруют и трепещут. Хощеши ли разумети, о человече
суетне, яко вера без дел мертва есть? Авраамь отец наш не от дел ли
оправдася, вознес Исаака сына своего на жертвенник? Видиши ли, яко
вера поспешествоваше делом его, и от дел совершися вера. Зрите убо,
от дел оправдается человек, а не от веры единыя» (Иак. 2,
14-24).

Видишь, сколько необходимо для спасения каждого исполнение
заповедей! Я нарочно побольше об этом написал, потому, что те,
которые сбили с толку вашего нового учителя, неправо о сем
умствуют, все дело спасения приписывая вере, дела же почти
совсем устраняя. Вероятно, и этот учитель ваш также неправо
умствует. Вот и смотри. По слову Божию, вера и исполнение заповедей
на одной линии стоят, и ни той, ни сему предпочтения не дается.
И вера без дел, и дела без веры — ничего не значат. Только в
неразрывной связи содевают они спасение наше, и сами при сем
приемлют настоящую свою цену, силу и значение.

8) Для того, чтоб и вера была, как следует, и дела
совершались достодолжно, необходима нам благодать Св. Духа. Без ней
не только поверовать, но и подумать о добром не можем (2 Кор. 3,
5); но если б и подумали, исполнить то не имеем сил. Ибо, как
говорит Апостол, загадывать доброе мы еще загадываем; но как только
подойдет дело, мы и прочь: «еже хотети, говорит, прилежит ми, а еже
содеяти доброе, не обретаю» (Рим. 7, 18). Таким образом, если б
Господь показал нам только, чему веровать и как должно жить, и с
этим одним оставил; то мы походили бы на того, кто освещен светом
солнца, видит дорогу, по которой надо идти, и сознает, что он
должен по ней идти, иначе пропадет; а сил к тому, чтоб идти, не
имеет, потому что расслаблен и болен. Но в таком случае лучше бы
ничего не знать и не видеть, чем узнавши и увидевши, не иметь
возможности воспользоваться узнанным и увиденным. Милосердный
Господь, и не оставил нас с этим одним, а благоволил устроить нам
ниспослание Пресвятаго Духа, чтоб Он, действуя в нас, содевал с
нами спасение наше.

Дух Святый сошел на Апостолов, а потом чрез них подаваем был
всем верующим
. Он чрез слово апостольское возбуждал веру в
хотящих веровать, и тем, которые по вере восходили до решимости и
жить свято в духе веры, подавал силу приводить сие решение в
исполнение. Что делаемо было Апостолами, то делалось потом, и
делается доселе их преемниками богоучрежденным порядком. И
благодать Св. Духа пребывает в сонме верующих, или во св.
Церкви
, всех просвещая, укрепляя, освящая. И если кто спасен
есть или спасается, то не иначе как благодатию. «Благодатию есте
спасены чрез веру», говорит св. Павел (Еф. 2, 8). О пребывании же
благодати Св. Духа в верующих говорит он с такою уверенностью, что
и сомнения в том не допускает: «не весте ли, яко храм Божий есте, и
Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3, 16). И сам о себе он исповедал:
«благодатию Божиею есмь, еже есть» (1 Кор. 15, 10). А св. Петр и за
себя и за всех свидетельствует, «что вся нам божественныя силы Его,
яже к животу и благочестию, подана» (2 Петр. 1, 3). Почему все
Апостолы, пиша послания верующим, и в начале и в конце их, как
единственного блага желали им пребывания в них и преумножения
благодати: «благодать вам да умножится; благодать Божия буди с
вами».

Впрочем, о том, что благодать Св. Духа, как сила во спасение,
необходима для нас и что только она одна сильна содевать в нас
спасение наше, почти нет спорящих. Но о том, как получается и
приемлется благодать
, есть спорники. Я нарочно и навожу тебя на
этот предмет из опасения, не принадлежит ли и ваш новый учитель
веры к числу неправо понимающих сие дело, ибо есть такие мудрецы,
которые утверждают, что только уверуй, и благодать Божия тотчас
войдет и вселится в тебя. Так вот знай и твердо держи то убеждение
и ту веру, что благодать Св. Духа не иначе подается и принята
быть может, как чрез таинства, самим Господом учрежденные в Церкви
руками св. Апостолов
. Чтоб тебе в этом более увериться, приведу
тебе несколько примеров получения благодати по указанию слова
Божия.

Сам Господь и Спаситель, беседуя с Никодимом, сказал: «подобает вам
родитися свыше», разумея благодатное рождение к новой жизни. Какой
же указал Он к этому способ? Сказал ли: веруй, отверзи уста и
благодать Духа, вошедши, возродит тебя? Нет, не сказал. Что же
сказал? – «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в
царствие Божие» (Иоан. 3, 5-7). Рождение водою и Духом есть св.
крещение — первое христианское таинство. Но возрождение
делает только естество наше способным приять, вместить и хранить
дар Св. Духа; самое подаяние сего дара совершалось особым таинством
— именно, возложением рук апостольских.

До очевидности сие представляет один случай, бывший в Ефесе во
время апостольскаго там действования св. Павла. Пришедши в Ефес,
Апостол встретил там двенадцать человек верующих и спросил их:
приняли ль вы Духа Святаго, уверовавши? Те отвечали: мы и не
слыхали, что есть Дух Святый. Как же вы крестились, спросил св.
Павел? Иоанновым крещением, отвечали те. Тогда св. Павел объяснил
им, что Иоанново крещение было только приготовлением к вере в
Господа Иисуса Христа; за тем, огласив их полнее евангельским
учением, окрестил христианским крещением — по крещении возложил
на них руки — и они прияли Духа Святаго
. Видишь — крещение
особо, и возложение рук особо — и дар Духа Святаго только по
возложении рук?! Возложение рук Апостолы заменили потом
миропомазанием, которое и предали преемникам своим, как таинство,
дар Св. Духа подающее верующим. Оно и действует теперь во св.
Церкви.

Этих двух примеров достаточно для тебя, чтоб видеть, что благодать
Св. Духа подается не мысленным путем чрез одну лишь веру, но путем
видимым чрез св. таинства. Так сам Господь учредил.
Перечислю только другие таинства. Отпущение грехов, в какие кто
впадает по крещении, бывает не ради одного сокрушения и мысленного
их исповедания Богу, но при сокрушении и решении не грешить более,
по исповеди их духовному отцу, чрез разрешение от него.
Живейшее общение с Господом совершается чрез причащение Тела и
Крови Его, в таинстве Евхаристии
. Благодатная сила на
продолжение апостольского дела созидания Церкви подается чрез
рукоположение архиереев и священников
. Два брачащихся лица
сочетаваются во едино таинством брака. Болезни врачуются
таинством елеосвящения.

Вот все семь потоков божественной благодати, действующих во св.
православной Церкви. И иного пути к получению благодати нет. Кто
станет тебе иной указывать путь к сему, отворачивайся от него, как
от суемудренника.

9) Три изложенные пункта — вера, жизнь по заповедям в духе
веры и благодать чрез таинства — требуют четвертого —
богоучрежденного пастырства. Надо веровать; но как уверуют
без проповедающего? И «како проповедят, аще не послани будут?»
(Рим. 10, 15). Потребно благодать приять чрез таинства; но как же
это было бы без строителей и совершителей тайн Божиих? (1 Кор. 4,
1). Необходимо жить по заповедям в духе веры; но как сему быть в
исправности без руководителя, которой бы указывал, остерегал,
ошибки поправлял, падающих поднимал и направлял опять на путь
уклоняющихся с настоящей дороги? Таким образом, для устроения
спасения необходимы лица, от лица Божия действующие, которые бы
вере учили, освящали благодатию чрез таинства и руководили в жизни
необходимы пастыри богодарованные и богопоставляемые.

Их и благоволил учредить Господь. Вот тебе на это апостольское
удостоверение! «И Той (Господь) дал есть овы убо Апостолы, овы же
пророки, овы же пастыри и учители, в совершение святых, в дело
служения, в созидание тела Христова» (Еф. 4, 11). Да и само дело
показало сие. Господь послал Апостолов, чтоб шедше вере научали,
наученных крестили, крещенных и наученных наставляли блюсти
всё заповеданное (Мф. 28, 19. 20). Апостолы так и
делали. Но как они не вечны, дело же их апостольское должно
пребывать во вся веки; то, зная сие, они всюду, по Божию повелению,
оставляли вместо себя преемниками пастырей и учителей, чтоб они
продолжали их дело — совершение святых, служение (таинств
совершение) и созидание тела Христова. Читай в Деяниях. Вот св.
Павел с Варнавою просветили верою Листру, Дервию, Иконию, Антиохию
Писидийскую. Пришло время воротиться им туда же, откуда вышли — в
Антиохию Сирийскую. Что же, они так и бросили уверовавших на
произвол с одною верою? Нет; они опять прошли по всем городам, все
учредили, как им быть и жить по церковному, и для наблюдения
и должного всего исполнения поставили над ними пресвитеров,
рукоположивше их
(Деян. 14, 22. 23).

Тоже самое сделал он и для Ефеса с прочими асийскими городами,
везде там наставил чрез рукоположение пастырей и учителей.
Затем, когда, проезжая мимо Ефеса морем, не имел он времени
побывать там лично — позвал всех этих пастырей в Милет, где и
простился с ними, дав им окончательные наставления по пасению паств
их: «внимайте себе и стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы
пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею» (Деян. 20,
28).

И еще вот что было: возвращаясь из Рима, по освобождении от первых
уз, Апостол заехал на остров Крит и распространил там веру
Христову. Но как сам не имел времени всюду поставить пастырей, то
нарочно для сего оставил там св. Тита, — «да устроит по всем градом
пресвитеры» (Тит. 1, 5). Св. Павел, конечно, и во всех других
местах так действовал; а как он действовал, так действовали и все
прочие Апостолы; ибо действовали не по своему усмотрению, а по
повелению Господа. И ни одно общество христианское не было
оставляемо без пастырей рукоположенных. Так сие продолжается в
Церкви Божией доселе
. И се закон для верующих: «повинуйтеся
наставником вашим (пастырям) и покаряйтеся: тии бо бдят о душах
ваших» (Евр. 13, 17). И что сказал Господь Апостолам, то и к
пастырям должно быть нами относимо: «слушаяй вас, Мене слушает: и
отметаяйся вас, Мене отметается. Отметайся же Мене, отметается
Пославшего Мя» (Лук. 10, 16).

10) Вот четыре пункта, которые мы должны содержать и по
которым должны вести дело своего спасения, если желаем воистину
спасенными быть. Но есть и еще один, именно: быть в теле
Церкви живо сочетанными со всем сонмом верующих
. Господь
назвал Церковь Свою виноградным деревом, в коем Он — лоза или ствол
дерева, а все верующие — ветви на лозе. Церковь, или вся
совокупность верующих, есть потому единое нераздельное целое, живо
сочетанное с Господом и в себе во всех частях. Как ветвь,
отломившись от дерева, засыхает и перестает жить, так перестает
жить и всякий, кто каким-либо образом отделяется от Церкви Божией,
а чрез то и от Господа (Иоан. гл. 15). Св. Павел яснее это
представил, назвав Церковь телом Господа. Мы все верующие — тело
Христово; Христос же Господь есть глава сего тела. Как в теле
всякий член живет не своею, а общею всему телу жизнию, и если
отделится от тела, умирает и истлевает
, так и ни один верующий
не живет особняком, но живет общею всего сонма верующих, или всей
Церкви, жизнию, и если отделится от них или отособится, замирает
духовно и погибает (1 Кор. гл. 12; Еф. гл. 4; Кол.).

Так это велось и доселе ведется в среде истинно верующих, что
законом жизни своей — жизни, ведущей ко спасению, считают быть в
Церкви. Церковь, исповедуем мы, есть матерь наша. И верно слово,
что кому Церковь не матерь, тому Бог не Отец. А если не Бог
ему Отец, то кто же?!! Господь, устроив чрез св. Апостолов св.
Церковь, все спасительное в нее вложил для хранения и
распространения на земле. В ней все тайны веры и все разумение
истины; в ней вся благодать и все таинства, подающие её; в ней
истинное пастырство, истинно ко спасению руководящее; на ней
почивает благоволение Божие, блюдущее её и послушающее молитвенного
гласа её; ангелы и человеки, и вся разумная тварь, объединившись
единому служат всеблагому Богу.

Это — быть в теле Церкви и в ней содевать свое спасение — вот
к чему обязывает всякого верующего
: 1) веровать, как верует
вся Церковь, от начала её доселе, её голосом поверять всякое свое
или чужое соображение и разрешать всякое рождающееся недоумение, и
ни под каким видом не позволять себе допускать что-либо, хоть на
волос, несогласное с учением Церкви. Ибо она есть столп и
утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Внимай — кто сего не соблюдает,
тот язычник и мытарь, по слову Господа (Мф. 18, 17); 2) ни в чем не
особиться от всех в порядках церковной жизни — поститься, когда
всем предлежит пост, говеть и причащаться св. Христовых Тайн, как
установлено в Церкви, и все другие соблюдать молитвенные и
осветительные священнодействия Церкви, повинуясь слову Апостола,
который запрещает оставлять собрания (Евр. 10, 25); 3) держать то
убеждение, что и небесные и земные состоят в непресекаемом между
собою общении, живом и непосредственном. Почему наши к ним и о них
молитвы и их молитвы о нас и слышатся и действенны бывают. Мы —
свои, родственны и Ангелам и всем от века Богу угодившим; ибо
оцерковляясь, «приступаемъ к граду Бога живаго, Иерусалиму
небесному, и тмам Ангелов и Церкви первородных, на небесех
написанных» (Евр. 12, 22. 23).

Сведем теперь опять воедино все сказанное о пути спасительном и
повторим: хочешь спастись? Веруй всему богооткровенному учению,
и, приемля благодатные силы, яже к животу и благочестию, чрез св.
таинства, живи неуклонно по заповедям Божиим под руководством
богоучрежденных пастырей и в послушании им, но все сие в духе св.
Церкви Божией, по её законоположениям, и с нею состоя в живом союзе
— и спасешься
.

К сему изображению спасенного пути с дерзновением можно приложить
следующее увещание св. Иоанна Богослова: всяк преступали, и не
пребывая и в (сем) учении Христове, Бога не имать: пребываяй же в
(сем) учении Христове, сей и Отца и Сына имать. Аще кто приходить к
вам, и сего учения не приносит, не приемлите его в дом, и
радоватися ему не глаголите: глаголяй бо ему радовался, сообщается
делом его злым (2 Иоан. 9-11).

(будет окончание)

Без рубрики .