Исход Курской битвы, да и всей Великой отечественной, определил
своим преступным решением 95 лет назад назад
паренек из Брянска Александр Морозов. Задолго до
начала войны, в декабре 37-го, он пошел против воли высшего
руководства страны. И его «диверсия» удалась.Исход Курской битвы, да и всей Великой отечественной,
определил своим преступным решением 95 лет назад
назад паренек из Брянска Александр Морозов.
Задолго до начала войны, в декабре 37-го, он пошел против воли
высшего руководства страны. И его «диверсия» удалась.
Морозовский
заговор
В октябре 1937 автобронетанковое Управление Красной армии ясно и
конкретно поставило задачу советским конструкторам: все силы
бросить на создание колесно-гусеничного танка с 45-мм пушкой и
бронезащитой от крупнокалиберного пулемета.
И вдруг, уже начав работу над проектом, в декабре 1937-го, Сан
Саныч Морозов, толковый конструктор из Брянска, выкинул номер:
затеял свой собственный проект, подключив к нему ряд коллег,
подчиненных и даже вступив в сговор с непосредственным
руководителем Кошкиным. В те времена такая самодеятельность тянула,
как минимум, на длительный срок в лагерях.
Но за результат работы Морозов получил не срок, а Сталинскую
премию. Машина, не соответствующая требованиям руководства,
морозовский проект «А-32», стала широко известна как Т-34, о
котором немецкий генерал Гудериан писал: «Т-34 превосходили по
качеству немецкие танки. У них были лучшие двигатели, пушки, броня
и гусеницы…В На основании своего исторического опыта я хочу
предостеречь вас против недооценки русских».
Молодой конструктор Морозов |
Брянский конструктор в своем тайном проекте своевольничал на славу.
Вместо общепринятого крепления бронелистов на заклепках, он
предложил сварку. Башню же придумал вообще делать цельнолитой. А
чего стоит «вострый нос» – наклонные броневые плиты спереди?
Но, конечно, самым страшным нарушением всех возможных норм стал
отказ от возможности передвижения танка как на колесах, так и на
гусеницах.
Тогда, в 30-х годах прошлого века, было очевидно, что танк –
колесная машина, которая должна иметь возможность стать гусеничной
для движения по бездорожью. И тут – отказ от основного
движителя в пользу второстепенного!
Сталин:
«…А мы посмотрим!»
В августе 1938-го обе разработки – легальную, А-20 и
подпольную – А-32, представили на рассмотрение Главного
военного совета. Эксперты были возмущены не только самоволием
Морозова, но и результатом его работы: вместо привычного
«квадратного», высокого танка с цилиндрической башней получился
какой-то приземистый уродец. Судьба танка, да и конструктора, была
предопределена. Но…
Но вмешался присутствующий на рассмотрении проектов
Сталин:
– Вопрос предельно ясен, товарищи.В Мы задали
спроектировать и испытать А-20. И это будет сделано. Однако
конструкторы считают, что можно сделать лучший танк, чем А-20. Так
почему мы должны ограничивать наших конструкторов? Пусть они
сделают свою машину, а мы посмотрим, действительно ли она так
хороша…
Танк без
финтифлюшек
Опытный образец Т-34 |
Морозовский танк без финтифлюшек, первый Т-34… не мог ехать
вперед! Что ни делали, но на испытаниях танк только пятился.
Оказалось, что в коробке передач из-за ошибки в расчетах поставили
лишнюю шестерню, и все скорости оказались задними.
Разобравшись с этой проблемой, встретили другую, почти мистическую:
новая машина наВ испытаниях не хотела ехать дальше свинарника
заводского подсобного хозяйства. Танк бойко выезжал из цеха,
проходил всю территорию завода, выкатывался за проходную и, раз за
разом, намертво вставал у свинарника.
У первых машин то и дело ломались зубья шестерен, летели картеры,
плавились подшипники. За уходящими на полигон танками тянулись
несколько грузовиков с запасными частями и бригадами
ремонтников.
Но… оказалось, несовершенство может быть полезно.
Совершенство
несовершенства
Т-34, модель 1940 года выпуска |
Морозовское отношение к конструированию сохранилось с десятках его
выражений, ставших крылатыми среди конструкторов: «Красота
любой конструкции – в ее простоте», «Сложное сконструировать
просто, а ты простое попробуй», «Уберите цацки, мы делаем танки, а
не новогоднюю елку», «Меньше обработки – больше
танков».
…«Тридцатьчетверка» – единственный из танков всех воюющих
стран за всю войну не устарел, не потерял своих ценных боевых
качеств. Т-34, изначально оказавшийся «сыроватым», не только быстро
был доведен до отменного качества, но и продолжал
совершенствоваться всю войну. Ежегодно в конструкцию танка
вносилось по три с половиной тысячи изменений – 10
конструкторских решений в день!
О том, насколько надежной получилась машина, можно судить по
памятнику на заводе. Когда Победа уже близилась, нарком предложил
поставить юбилейный танк у ворот завода на пьедестал – тогда
уже можно было позволить себе такую роскошь. Но тридцать пять лет
спустя, при расширении заводской территории, в другом месте
поставили новый постамент. Прямо на старом пьедестале в бак танка
плеснули солярки, зарядили аккумуляторы и… «Памятник»
завелся с пол-оборота и своим ходом проехал на новое место почетной
стоянки!
Кто он,
заговорщик Морозов?
Родился Александр Александрович 29 октября 1904 года в городе
Бежица Брянского уезда Орловской губернии в семье рабочих. Его
отец, Александр Дмитриевич, редко появлялся в семье: то сидел в
тюрьме, то скрывался от жандармов, и мать, Екатерина Васильевна,
забрав детей (их было пятеро, мал мала меньше), подолгу жила у
родителей.
Отец появлялся изредка, и маленький Сашка устраивался на отцовских
коленях, чтобы послушать его рассказы о революционных событиях, о
товарищах по борьбе.
В 1914 семья переехала в Харьков и отец Саши устроился работать на
Харьковский паровозостроительный завод. А Александр окончил
реальное училище и тоже пошел на завод, где работал сначала
переписчиком, а потом чертежником.
Отслужив в Красной армии и демобилизовавшись в 1928 году, Александр
вернулся на завод и вошел в конструкторскую группу по разработке
танков…
Дважды Герой социалистического труда, создавший оружие Победы,
писал в своем дневнике 28 ноября 1975 года: «С изготовлением
моего бюста для памятника в Брянске дело заглохло»…