Налоговая система душит не сырьевой бизнес и население России

Налоговая система душит не сырьевой бизнес и население России

Согласно опубликованному отчёту аудиторско-консалтинговой
компании PWC, по совокупной налоговой нагрузке на бизнес Россия
обошла практически все крупные экономически развитые страны и
сумела выйти на первое место в Европе. Согласно оценкам экспертов
компании, приводимым в докладе В«Paying Taxes 2013В»,
совокупная средняя эффективная налоговая ставка на бизнес в
России составляет более 54,1%, что значительно превышает уровень
налогового бремени в странах Европейского Союза (42,6%) и в целом в
мировой экономике (44,7%).

Итоговую оценку по России эксперты PWC получили за счёт
суммирования сразу трёх эффективных ставок налогообложения
∓ по налогу на прибыль (7,1%), налогам на труд или
заработную плату (41,2%) и по В«прочим налогамВ» (5,8%). При этом
нужно отметить, что в расчётах экспертов не был учтён целый ряд
весьма значимых по совокупной нагрузке на бизнес прочих налоговых
платежей и сборов в бюджет ∓ прежде всего, НДПИ и
целый ряд акцизов и пошлин. С учётом этих сборов реальная
эффективная ставка на отечественную экономику достигает
65-70%,

Налоговая система душит не сырьевой бизнес и население России

Согласно опубликованному отчёту аудиторско-консалтинговой
компании PWC, по совокупной налоговой нагрузке на бизнес Россия
обошла практически все крупные экономически развитые страны и
сумела выйти на первое место в Европе. Согласно оценкам экспертов
компании, приводимым в докладе В«Paying Taxes 2013В»,
совокупная средняя эффективная налоговая ставка на бизнес в
России составляет более 54,1%, что значительно превышает уровень
налогового бремени в странах Европейского Союза (42,6%) и в целом в
мировой экономике (44,7%).

Итоговую оценку по России эксперты PWC получили за счёт
суммирования сразу трёх эффективных ставок налогообложения
∓ по налогу на прибыль (7,1%), налогам на труд или
заработную плату (41,2%) и по В«прочим налогамВ» (5,8%). При этом
нужно отметить, что в расчётах экспертов не был учтён целый ряд
весьма значимых по совокупной нагрузке на бизнес прочих налоговых
платежей и сборов в бюджет ∓ прежде всего, НДПИ и
целый ряд акцизов и пошлин. С учётом этих сборов реальная
эффективная ставка на отечественную экономику достигает
65-70%,

Для сравнения, средняя налоговая ставка в крупных
экономически развитых странах с высоким уровнем жизни населения,
входящих в состав группы ОЭСР, не превышает 42,7%.
И это
при условии наличия пускай и далёкой от совершенства, но, тем не
менее, весьма действенной системы социальной поддержки населения. В
странах Латинской Америки и Карибском бассейне фискальная нагрузка
составляет менее 47,2%, в странах Восточной Европы и Центральной
Азии, до недавнего времени составлявших с Россией единый
финансово-экономический и производственно-технологический центр в
рамках СССР, совокупная налоговая нагрузка на частный сектор
составляет менее 40,5%.

Более того, в динамично развивающихся странах Южной Азии
налоговое бремя на корпорации не превышает 40,2%,
а в
В«азиатских тиграхВ» Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона,
которые благодаря реализации продуманной научно-технической,
денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики сумели вырваться из
средневековой нищеты в мировые лидеры наукоёмких производств,
фискальный пресс практически на треть ниже российского показателя и
составляет менее 34,5%. На Ближнем Востоке и в Северной
Африке
, которые вплоть до того момента, пока США и НАТО не
перешли к политике В«управляемого хаосаВ» и не окунули регион в
кровавую бойню также демонстрировали весьма высокие темпы роста
экономики и развитие социальной сферы, совокупная налоговая
нагрузка на частный сектор составляет менее 32,3%.

Стоит отметить, что совокупная налоговая нагрузка в России
практически в 2 раза превышает налоговую нагрузку в таких динамично
развивающихся странах с развитой наукоёмкой промышленностью и
несырьевыми производствами высоких переделов, как Республика Корея
(29,8%), Израиль (30,5%), Сингапур (27,6%), Тайвань (34,8%), Канада
(26,9%), Малайзия (24,5%), Гонконг (23,0%). Сложно обвинить
руководство указанных выше стран в недееспособности,
профнепригодности и саботаже ∓ в отличие от своих
коллег, они прекрасно понимают, что невозможно осуществить
модернизацию экономики и выстроить контур наукоёмких производств
при том налоговом прессе, который имеется в России.

Другими словами, в тех странах, чьё руководство не на словах и
не в предвыборных речёвках, а на деле занимается модернизацией
экономики, развитием научно-технического потенциала,
стимулированием НИОКР и перевооружением производства на базе
современного и новейшего технологических укладов, налоговая
нагрузка в 2-2,5 раза ниже, чем в России. Не стоит удивляться тому,
что объёмы выпуска наукоёмкой продукции в России за
последние 20 лет сократились в 3-10 раз, капитальные вложения в
высоко технологичные производства в 3-5 раз ниже отметок 1990г., а
износ основных фондов и базовой технологической инфраструктуры
достигает 80%.

Если удивляться весьма низкой налоговой нагрузке на Кипре
(23,0%) и в Люксембурге (21%) не имеет смысла (т.к. именно статус
налогового рая и оффшорной гавани помогает им привлекать крупные
потоки иностранного капитала, в том числе российских сырьевых
олигархов, коррумпированных чиновников и криминала), то предельно
низкая, стимулирующая производство налоговая ставка в Грузии в
размере 16,5% вызывает неподдельный интерес.

При всей степени неадекватности уже бывшего политического
руководства Грузии и откровенно навязчивых русофобских настроениях
местных элит, В«ставленникам ПентагонаВ» и В«птенцамВ» Кондолизы
Райс всё-таки удалось в разы повысить эффективность и прозрачность
системы государственного управления, снизить масштабы коррупции и
дать стимул развитию частной инициативе. Также существенно
ниже фискальный пресс и в других бывших республиках СССР
∓ в Армении не превышаетВ  38,8%, в Казахстане
∓ 28,6%, в Молдавии -31,2%, в Азербайджане
∓ 40%.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в
расположенных на аравийском полуострове странах-экспортёрах
нефти,
чья экономика и бюджетная система, как и в России,
находится в критической зависимости от динамики цен на
углеводородное сырьё, совокупная налоговая нагрузка на
экономику в 3-5 раз ниже, чем в российской деиндустриализированной
В«экономике трубыВ».
Так, эффективная ставка
налогообложения в ОАЭ составляет менее 14,9%, в Саудовской Аравии
-14,5%, в Бахрейне — 13,9%, в Катаре — 11,3%, а в Кувейте едва
достигает 10,7%, что более чем в 5 раз ниже налоговой нагрузки в
России.

Да, безусловно, теплый и даже засушливый климат вкупе с
сравнительно легко извлекаемыми залежами минерального сырья и
низкой численностью населения позволяют арабским монархиям,
захлёбывающимся от притока нефтедолларов, держать налоговые ставки
на столь низких уровнях.

Однако опыт В«азиатских тигровВ», на глазах превращающихся в
новые индустриальные страны с развитой наукоёмкой промышленностью и
высокотехнологичными производствами современного технологического
уклада, а также скандинавских стран с многократно более эффективной
системой социальной защиты населения чем в России, наглядно
свидетельствует о том, что при наличии желания властей заниматься
модернизацией экономики, ограничивать коррупционные поборы и
произвол монополий, уже сегодня можно было добиться снижения
налогового бремени на экономику России как минимум в 1,5, а то и 2
раза.
Что автоматически дало бы сильнейший импульс
процессу импортозамещения, подъёму отечественных несырьевых
производств и наращиванию капитальных вложений в модернизацию
промышленной базы.

Да, можно сослаться на тот факт, что в других странах, по
недоразумению относимых вместе с Россией к Группе БРИК, налоговая
нагрузка на экономику не только не ниже, чем в России, но даже
существенно выше. Для сравнения, при эффективной ставке
налогообложения в 54,1% в России 69,3% в Бразилии, 61,8% в Индии и
63,7% в Китае с первого взгляда выглядят откровенным преступлением
против национальной экономики.

Однако существенно более высокий налоговый пресс на
производственный сектор с лихвой компенсируется гораздо более
продуманной и взвешенной макроэкономической политикой

∓ активной стимулирующей денежно-кредитной,
налогово-бюджетной, научно-технической и структурной политикой. И
это не говоря о существенно более низких ставках по кредитам для
малого и среднего бизнеса в производственном секторе экономике
(5-8% против 18-25% в России), а также существенно более высокой
степени государственной поддержки национальной экономики (10-13%
ВВП против 7% в России).

Более того, в том же Китае по итогам 18-го Съезда Компартии
руководство Поднебесной не просто официально признало риски
системной коррупции, но активно борется с произволом чиновников,
резонно видя в нём основную угрозу общественной стабильности и
экономическому росту. До сих пор в Китае продолжается чистка
высшего руководящего состава на федеральном, региональном и
муниципальном уровне ∓ высокопоставленные чиновники и
мэры крупнейших городов (в том числе Шанхая) были приговорены к
высшей мере наказания за хищение смехотворной по меркам российского
воровства суммы в 10 млн. долл. Ежегодно в России разворовывается
свыше 35% федерального бюджета, 3 года подряд срываются
гособоронзаказы, а дальше В«отставок по собственному желаниюВ» дело
не идёт.

Авторы доклада указывают, что свои выводы они сделали на
основании подготовленного Всемирным Банком доклада В«Doing
BusinessВ», в котором по статье В«Уплата налоговВ» Россия
продемонстрировала отличные результаты, переместившись сразу на 51
место — с 105 на 64-ое место. В целом же, в рамках рейтинга
В«
Doing BusinessВ» Россия
поднялась сразу на 6 позиций, заняв В«почётноеВ» 112-ое
место.

Российские чиновники

Российские чиновники в лучших традициях В«либерального угараВ»
первой половины 1990-х годов неустанно продолжают заявлять
о В«необходимости жить по средствамВ», В«затянуть потуже поясаВ»,
В«секвестировать непроцентные расходыВ» и В«повысить эффективность
бюджетной системыВ»
(т.е. переложить бремя социальных
расходов с государства на и без того бедное в подавляющем
большинстве своём население). Притом что предпочитают не озвучивать
вслух предельно низкое качество работы самой бюджетной системы
∓ собираемость налогов в России не превышает 70%,
тогда как в странах ЕС она составляет более 85%, а в Скандинавских
государствах достигает 90-92%.

За счёт повышении собираемости налогов хотя бы до уровня стран
Восточной Европы российский бюджет получит свыше 1,2-1,5 трлн.
рублей. Это превышает суммарные расходы правительства на науку,
образование, медицину, спорт, культуру, охрану окружающей среды и
находящееся в аварийном состоянии ЖКХ. Вместо ограничения коррупции
и масштабов разворовывания бюджетных средств, а также повышения
качества администрирования налогов (способно дать свыше от 1,5 до 2
трлн. рублей) чиновники повышают нагрузку на законопослушные слои
населения и бизнес, которые из своего кармана вынуждены
финансировать коррупционный беспредел бюрократов и неуплату налогов
олигархами и криминалом.

Следует радикальным образом повысить налогообложение
сырьевых компаний, не связанных с добычей нефти.

Российские металлурги, производители цветных и драгоценных
металлов, производители минеральных удобрений, лесные компании
наряду с нефтегазовыми гигантами изымают природно-сырьевую ренту и
извлекают сверхприбыли. Имеет смысл ограничить возможность изъятия
ренты частными компаниями за счёт повышения экспортных пошлин и
снижения налогообложения при реализации сырья отечественным
товаропроизводителям. Помимо изъятия природной ренты в доход
бюджета (от 450 до 800 млрд. рублей) это даст сильнейший стимул для
развития отечественной обрабатывающей промышленности и углубленной
переработки сырья.

Также руководство страны ни слова не говорит о
колоссальных недоплатах в бюджеты всех уровне со стороны
естественных монополий и, прежде всего, Газпрома
, который
превратился во внутренний карман и В«чёрную кассуВ» российских
коррумпированных чиновников и своих руководителей. В расчёте на
единицу нефтяного эквивалента платежи Газпрома в бюджет по
экспортной пошлине в 2,1 раза ниже, чем у нефтяных компаний, а по
НДПИ в€“ в 2,3 раза. Это позволит изыскать дополнительно
свыше 550 млрд. рублей, что позволит удвоить расходы на науку и
образование.

Крайне остро стоит вопрос о существенном повышении
качества администрирования налоговых сборов.
По оценкам
Счётной Палаты только в 2011г. объём задолженности субъектов
экономики по уплате налогов в федеральный бюджет превысили 1,1
трлн. рублей или 10,4% доходной части бюджета. Заставляя население
и несырьевые секторы экономики В«затянуть поясаВ» и урезая расходы
на стимулирование развития научно-технического потенциала, Минфин и
правительство закрывают глаза на колоссальные недоимки в
бюджет.

По вполне понятным причинам ни слова не говорится и
необходимости радикальным образом повысить налогообложение
сырьевых компаний, не связанных с добычей нефти.

Российские металлурги, производители цветных и драгоценных
металлов, производители минеральных удобрений, лесные компании
наряду с нефтегазовыми гигантами изымают природно-сырьевую ренту и
извлекают сверхприбыли. Имеет смысл ограничить возможность изъятия
ренты частными компаниями за счёт повышения экспортных пошлин и
снижения налогообложения при реализации сырья отечественным
товаропроизводителям. Помимо изъятия природной ренты в доход
бюджета (от 450 до 800 млрд. рублей) это даст сильнейший стимул для
развития отечественной обрабатывающей промышленности и углубленной
переработки сырья.

Людоедская социальная политика

Одновременно с этим в России по-прежнему продолжает
реализовываться откровенно людоедская и противоречащая планам
модернизации экономики налоговая политика, в рамках которой
60% бедного населения Россия оплачивает безбедное существование
15-20% наиболее обеспеченных граждан,
удачно встроившихся
в паразитическую модель В«экономики трубыВ» и проедания
нефтедолларов.

Под руководством нынешних властей в угоду коррумпированным
чиновникам и компрадорской олигархии Россия стала, пожалуй,
единственной крупной экономикой в мире, претендующей на звание
социально ответственного государства и самостоятельную роль на
мировой арене, в которой де-факто действует регрессивная
шкала налогообложения граждан.

В рамках существующей налоговой системы фискальная
нагрузка на бедные слои населения в разы превышает нагрузку на
наиболее богатую часть общества,
что лишь провоцирует
дальнейшее обнищание россиян, расширение имущественной пропасти и
рост социальной напряжённости. Современная Россия стала
страной, в которой 85% населения России, которых
накануне больших государственных праздников именуют В«народомВ» и
чьи доходы не дотягивают до средней заработной платы по России
(26,5 тыс. рублей), оплачивают роскошную жизнь и
демонстративное потребление абрамовичей, дерипасок,
усмановых,
а также прочих олигархов, коррупционеров и
обслуживающего их персонала.

Для 60% населения России, которые Институт социологии РАН
относит к бедным и нищим слоям населения с официальными доходами
менее 15 тыс. рублей в месяц, средняя нагрузка на фонд
оплаты труда превышает 43%. Из которых 13% приходится на подоходный
налог (НДФЛ), а ещё 30% составляет льготная ставка по социальным
взносам, установленная на период до конца 2012г.
В 2013г.
размер социальных взносов с высокой долей вероятности будет повышен
до 33%, что лишь увеличит налоговую нагрузку на львиную
долю и без того бедного населения России, искусственно удерживаемое
коррумпированными чиновниками в нищете и В«предбанникеВ» общества
потребления.

При этом надо особо отметить тот факт, что реальная налоговая
нагрузка на фонд оплаты труда 10% наиболее обеспеченных граждан
России с доходами свыше 45 тыс. рублей в месяц (а в особенности 5%
наиболее состоятельных граждан, владеющих 90% всей крупной
собственности в российской экономике) не превышает 10-15%. В случае
же, если речь идёт о крупных российских сырьевых олигархах,
руководителях инфраструктурных монополий и коррумпированных
чиновниках, то благодаря активному использованию оффшорных
юрисдикций, дивидендных схем и создания подставных юридических лиц
их налоговое бремя может вообще не превышать 5-7%.

Таким образом, под неутихающие разговоры о В«социальной
справедливостиВ», В«развитии человеческого капиталаВ» и В«повышении
перераспредилительной функции бюджетаВ» имеет место ситуация, при
которой бедные платят за богатых, а социально незащищённые
слои населения де-факто обеспечивают демонстративное потребление
5-10% наиболее богатой части населения России.
Самое
удивительное состоит в том, что находящиеся у руля
финансово-экономическим блоком идейные последователи В«рыночных
фундаменталистовВ» чуть ли не ежемесячно объясняют столь вопиющую
социальную несправедливость наличием каких-то мифических высоких
государственных интересов.

По мнению отечественных чиновников, превративших
госслужбу в инструмент гарантированно безнаказанного обогащения и
перекачивания нефтедолларов в оффшорные банки,
недопустим
уход от сегодняшней людоедской плоской (на самом деле регрессивной)
шкалы налогообложения к принятой во всём мире прогрессивной шкале.
Объясняется это тем, что повышение налогового бремени на привыкших
жить в тепличных условиях олигархов и обслуживающих их интересы
чиновников, создавших на территории России налоговый рай для
компрадорского бизнеса, спровоцирует резкое падения уровня
собираемости налогов и поступлений в бюджет.

Однако отечественные бюрократы, перераспределяющие в
свои карманы, а также в карманы аффилированных с ними бизнесменов и
олигархов от 30 до 60% бюджетных расходов России, ни слова не
говорят о том, зачем в принципе они нужны обществу.

Чиновники тактично забывают указать на тот факт, что контроль за
собираемостью налогов, борьба с сокрытием доходов и предотвращение
ухода капитала в тень входят в состав конституционных обязанностей
самих чиновников.

Ни в одной крупной экономически развитой стране мира (начиная от
США и Канады и заканчивая Германией, Францией и
Великобританией)В  невозможно представить себе
ситуацию, при которой чиновник открыто снимает с себя
ответственность за уклонение от уплаты налогов и своей собственной
преступной халатностью
(либо профессиональной
непригодностью и злым умыслом) объясняет невозможность отказа от
системы, при которой бедные оплачивают красивую жизнь богатых.

Прикрываясь пространными рассуждениями о налоговой кривой
Лаффера и рисках массового ухода в тень и сокрытия доходовВ  в
случае введения цивилизованной системы повышенного налогообложения
наиболее обеспеченных граждан, коррумпированные чиновники,
насколько можно судить, просто-напросто занимаются защитой
шкурных интересов наиболее состоятельной части общества

(прежде всего, сырьевых олигархов, монополий и финансовых
спекулянтов).

По какому-то удивительному стечению обстоятельств в США,
Германии, Франции, Великобритании, Скандинавских странах и прочих
экономически развитых государствах, повышающих налоговую нагрузку
на наиболее состоятельную часть общества, прогрессивная шкала
налогообложения не мешает чиновникам исполнять свои служебные
обязанности: собирать налоги бороться с сокрытием доходов.

Беда российских чиновников состоит в том, что они
настолько тесно и плотно срослись коммерческими и даже семейными
узами с крупным компрадорским олигархическим капиталом
,
монополистами всех мастей и криминалом, что исполнение служебных
обязанностей и повышение уровня жизни 80% населения России вступает
в непреодолимые противоречия с их шкурными коррупционными
интересами и интересами контролирующего их капитала.

Насколько можно судить, российские чиновники, критически
значимая часть которых рассматривает государственную службу как
инструмент безнаказанного личного обогащения, а коррупцию
из общественно порицаемого недуга возвела в статус основы нынешнего
государственного строя, искусственно удерживает в состоянии
бедности российских граждан.
Безусловно, это не та
беспробудная нищета, которая имела место в период В«либерального
угараВ» и псевдо-рыночных преобразований, приведших к 11-кратному
скачку бедности, 2-кратному падению ВВП, 5-кратному обвалу
наукоёмких производств, многократному скачку социально
обусловленных заболеваний и разрушению всей системы социальной
защиты граждан.В 

Напомним, что в результате проведения политики целенаправленного
геноцида коренных народов России в разгар В«рыночного погромаВ»
1990-х годов, разграбления государственного имущества и хищнической
эксплуатации природных недр за период 1991-2011гг.В 
численность населения России сократилась на 6,4 млн. человек
∓ с 148,3 до 141,9 млн. человек. Однако с учётом
колоссального незаконного наплыва иммигрантов, компенсировавшего
скрытое многомиллионное вымирание и выезд коренного населения за
рубеж, а также социально маргинализированных, люмпенизировавших
иВ  народившихся россиян страна потеряла от 25 до 35 млн.
человек.

Налоги душат производительный бизнес

В России сложилась уникальная ситуация, при которой наряду с по
сути дела регрессивной шкалой налогообложения доходов
населения ставка налогообложения доходов с капитала (9% по
дивидендам) существенно ниже, чем ставка налогообложения трудовых
доходов (13%).
Со оказывает угнетающее воздействие на
развитие наукоёмких производств и провоцирует подавляющую часть
предприятий малого и среднего бизнеса прибегать к незаконным
(В«серымВ») схемам оплаты труда.В 

По-прежнему крайне высокой остаётся ставка НДС (18%),
величина которой не зависит от характера экономической деятельности
предприятия
и не дифференцирована в зависимости от
мультипликатора добавленной стоимости и глубины переработки сырья.
Как следствие, нынешняя ставка НДС является одинаковой как для
добывающих секторов экономики и промышленности низких переделов,
паразитирующих на распродаже невосполнимого минерального сырья и
прокручивании поступающих в страну нефтедолларов, так и для
наукоёмких производств, ответственных за развитие
научно-технического потенциала и давно обещанную модернизацию
экономики.

Нынешняя плоская шкала НДС больнее
всего бьёт именно по наукоёмким отраслям обрабатывающей
промышленности, связанным с производством высокотехнологичной
продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Отсутствие налоговых стимулов для высокотехнологичных производств
(станкостроение, приборостроение, ракетно-космическая и авиационная
промышленность, атомная промышленность, био- и нанотехнологии,
производство полупроводников и композитных материалов) делает
нецелесообразной и нерентабельной любую созидательную деятельность
и усиливает загнивание несырьевой промышленности высоких
переделов.

В такой ситуации не стоит удивляться тому факту, что капитал
устремляется в добывающие производства, извлекающие
природно-сырьевую ренту из под носа населения, а также финансовые
спекуляции и торгово-посредническую деятельность, связанную с
перераспределением нефтедолларов и легализацией преступных доходов
коррумпированных чиновников.

Именно по этой причине, согласно официальным данным Росстата,
практически 50% совокупных прибылей доведённой до состояния
разрухи экономики России оседает в карманах сырьевых олигархов и
перекупщиков.
На долю добывающего сектора приходится 23%
(1,409 трлн. рублей в январе-сентябре 2012г.), а на
оптово-розничную торговлю — 25,2% (1,544 трлн. рублей). А ещё 3,7%
и 12,7% оседает в сфере операций с недвижимостью, а также
транспортном секторе и системе связи соответственно.

Притом что как минимум 54,4% ВВП приходится на
добывающие производства (10,6%), оптово-розничную торговлю (19,0%),
услуги транспорта и связи (8,9%), финансовые спекуляции
(4,2%),
а также имеющие слабое отношение к
платёжеспособному спросу и удовлетворению потребностей 85%
населения России с доходами менее средней заработной платы по
России операции с недвижимым имуществом и прочие услуги
(11,7%). Не лучше обстоят дела со структурой капитальных
вложений в основные фонды, львиная доля которых (71,4%) приходится
на инвестиции в добывающие производства (22,3%), нефтепереработку
(3,8%),
химическое производство (2,2%), металлургию
(3,3%), естественные монополии (11%), рынок недвижимости (6,9%), а
также крайне коррумпированную и непрозрачную с финансовой точки
зрения транспортную систему (21,9%).

Вместо того, чтобы не на словах и не в предвыборных лозунгах, а
на деле начать создавать реальные налоговые стимулы и преференции
для развития малого и среднего бизнеса в реальном, производственном
секторе экономики, способном обеспечить развитие остатков
научно-технического потенциала и наращивание промышленного
производства, российские чиновники создают все условия для
сворачивания такого рода созидательной деятельности.

Вместо этого российские доморощенные либералы, искренне считающие,
что государство призвано служить интересам глобального бизнеса и
своему карману, создают налоговый оффшор на территории
картофельного поля в Сколково, где, насколько можно судить, вообще
не действует российское налоговое, миграционное и таможенное
законодательство.

И это не говоря о колоссальном по своему объёму криминальном
бизнесе по возврату НДС в рамках фиктивной внешнеэкономической
деятельности, которую выстроили коррумпированные чиновники на
обломках отечественной промышленности и аффилированные с ними
предприниматели. Только по самым скромным экспертным оценкам,
оборот рынка незаконного возврата НДС исчисляется в 350-500
млрд. рублей (порядка 10-15% всех сборов НДС в России в 2011г.). А
всего объём теневого секторе экономики варьируется от 15% ВВП по
официальным оценкам Росстата, до 35-50% по оценкам академиков
С.Глазьева, Н.Петракова, а также экономистов В.Катасонова,
М.Делягина и Ю.Болдырева

Согласно опубликованному отчёту аудиторско-консалтинговой
компании PWC, по совокупной налоговой нагрузке на бизнес Россия
обошла практически все крупные экономически развитые страны и
сумела выйти на первое место в Европе. Согласно оценкам экспертов
компании, приводимым в докладе В«Paying Taxes 2013В»,
совокупная средняя эффективная налоговая ставка на бизнес в
России составляет более 54,1%, что значительно превышает уровень
налогового бремени в странах Европейского Союза (42,6%) и в целом в
мировой экономике (44,7%).

Итоговую оценку по России эксперты PWC получили за счёт
суммирования сразу трёх эффективных ставок налогообложения
∓ по налогу на прибыль (7,1%), налогам на труд или
заработную плату (41,2%) и по В«прочим налогамВ» (5,8%). При этом
нужно отметить, что в расчётах экспертов не был учтён целый ряд
весьма значимых по совокупной нагрузке на бизнес прочих налоговых
платежей и сборов в бюджет ∓ прежде всего, НДПИ и
целый ряд акцизов и пошлин. С учётом этих сборов реальная
эффективная ставка на отечественную экономику достигает
65-70%,

Для сравнения, средняя налоговая ставка в крупных
экономически развитых странах с высоким уровнем жизни населения,
входящих в состав группы ОЭСР, не превышает 42,7%.
И это
при условии наличия пускай и далёкой от совершенства, но, тем не
менее, весьма действенной системы социальной поддержки населения. В
странах Латинской Америки и Карибском бассейне фискальная нагрузка
составляет менее 47,2%, в странах Восточной Европы и Центральной
Азии, до недавнего времени составлявших с Россией единый
финансово-экономический и производственно-технологический центр в
рамках СССР, совокупная налоговая нагрузка на частный сектор
составляет менее 40,5%.

Более того, в динамично развивающихся странах Южной Азии
налоговое бремя на корпорации не превышает 40,2%,
а в
В«азиатских тиграхВ» Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона,
которые благодаря реализации продуманной научно-технической,
денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики сумели вырваться из
средневековой нищеты в мировые лидеры наукоёмких производств,
фискальный пресс практически на треть ниже российского показателя и
составляет менее 34,5%. На Ближнем Востоке и в Северной
Африке
, которые вплоть до того момента, пока США и НАТО не
перешли к политике В«управляемого хаосаВ» и не окунули регион в
кровавую бойню также демонстрировали весьма высокие темпы роста
экономики и развитие социальной сферы, совокупная налоговая
нагрузка на частный сектор составляет менее 32,3%.

Стоит отметить, что совокупная налоговая нагрузка в России
практически в 2 раза превышает налоговую нагрузку в таких динамично
развивающихся странах с развитой наукоёмкой промышленностью и
несырьевыми производствами высоких переделов, как Республика Корея
(29,8%), Израиль (30,5%), Сингапур (27,6%), Тайвань (34,8%), Канада
(26,9%), Малайзия (24,5%), Гонконг (23,0%). Сложно обвинить
руководство указанных выше стран в недееспособности,
профнепригодности и саботаже ∓ в отличие от своих
коллег, они прекрасно понимают, что невозможно осуществить
модернизацию экономики и выстроить контур наукоёмких производств
при том налоговом прессе, который имеется в России.

Другими словами, в тех странах, чьё руководство не на словах и
не в предвыборных речёвках, а на деле занимается модернизацией
экономики, развитием научно-технического потенциала,
стимулированием НИОКР и перевооружением производства на базе
современного и новейшего технологических укладов, налоговая
нагрузка в 2-2,5 раза ниже, чем в России. Не стоит удивляться тому,
что объёмы выпуска наукоёмкой продукции в России за
последние 20 лет сократились в 3-10 раз, капитальные вложения в
высоко технологичные производства в 3-5 раз ниже отметок 1990г., а
износ основных фондов и базовой технологической инфраструктуры
достигает 80%.

Если удивляться весьма низкой налоговой нагрузке на Кипре
(23,0%) и в Люксембурге (21%) не имеет смысла (т.к. именно статус
налогового рая и оффшорной гавани помогает им привлекать крупные
потоки иностранного капитала, в том числе российских сырьевых
олигархов, коррумпированных чиновников и криминала), то предельно
низкая, стимулирующая производство налоговая ставка в Грузии в
размере 16,5% вызывает неподдельный интерес.

При всей степени неадекватности уже бывшего политического
руководства Грузии и откровенно навязчивых русофобских настроениях
местных элит, В«ставленникам ПентагонаВ» и В«птенцамВ» Кондолизы
Райс всё-таки удалось в разы повысить эффективность и прозрачность
системы государственного управления, снизить масштабы коррупции и
дать стимул развитию частной инициативе. Также существенно
ниже фискальный пресс и в других бывших республиках СССР
∓ в Армении не превышаетВ  38,8%, в Казахстане
∓ 28,6%, в Молдавии -31,2%, в Азербайджане
∓ 40%.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в
расположенных на аравийском полуострове странах-экспортёрах
нефти,
чья экономика и бюджетная система, как и в России,
находится в критической зависимости от динамики цен на
углеводородное сырьё, совокупная налоговая нагрузка на
экономику в 3-5 раз ниже, чем в российской деиндустриализированной
В«экономике трубыВ».
Так, эффективная ставка
налогообложения в ОАЭ составляет менее 14,9%, в Саудовской Аравии
-14,5%, в Бахрейне — 13,9%, в Катаре — 11,3%, а в Кувейте едва
достигает 10,7%, что более чем в 5 раз ниже налоговой нагрузки в
России.

Да, безусловно, теплый и даже засушливый климат вкупе с
сравнительно легко извлекаемыми залежами минерального сырья и
низкой численностью населения позволяют арабским монархиям,
захлёбывающимся от притока нефтедолларов, держать налоговые ставки
на столь низких уровнях.

Однако опыт В«азиатских тигровВ», на глазах превращающихся в
новые индустриальные страны с развитой наукоёмкой промышленностью и
высокотехнологичными производствами современного технологического
уклада, а также скандинавских стран с многократно более эффективной
системой социальной защиты населения чем в России, наглядно
свидетельствует о том, что при наличии желания властей заниматься
модернизацией экономики, ограничивать коррупционные поборы и
произвол монополий, уже сегодня можно было добиться снижения
налогового бремени на экономику России как минимум в 1,5, а то и 2
раза.
Что автоматически дало бы сильнейший импульс
процессу импортозамещения, подъёму отечественных несырьевых
производств и наращиванию капитальных вложений в модернизацию
промышленной базы.

Да, можно сослаться на тот факт, что в других странах, по
недоразумению относимых вместе с Россией к Группе БРИК, налоговая
нагрузка на экономику не только не ниже, чем в России, но даже
существенно выше. Для сравнения, при эффективной ставке
налогообложения в 54,1% в России 69,3% в Бразилии, 61,8% в Индии и
63,7% в Китае с первого взгляда выглядят откровенным преступлением
против национальной экономики.

Однако существенно более высокий налоговый пресс на
производственный сектор с лихвой компенсируется гораздо более
продуманной и взвешенной макроэкономической политикой

∓ активной стимулирующей денежно-кредитной,
налогово-бюджетной, научно-технической и структурной политикой. И
это не говоря о существенно более низких ставках по кредитам для
малого и среднего бизнеса в производственном секторе экономике
(5-8% против 18-25% в России), а также существенно более высокой
степени государственной поддержки национальной экономики (10-13%
ВВП против 7% в России).

Более того, в том же Китае по итогам 18-го Съезда Компартии
руководство Поднебесной не просто официально признало риски
системной коррупции, но активно борется с произволом чиновников,
резонно видя в нём основную угрозу общественной стабильности и
экономическому росту. До сих пор в Китае продолжается чистка
высшего руководящего состава на федеральном, региональном и
муниципальном уровне ∓ высокопоставленные чиновники и
мэры крупнейших городов (в том числе Шанхая) были приговорены к
высшей мере наказания за хищение смехотворной по меркам российского
воровства суммы в 10 млн. долл. Ежегодно в России разворовывается
свыше 35% федерального бюджета, 3 года подряд срываются
гособоронзаказы, а дальше В«отставок по собственному желаниюВ» дело
не идёт.

Авторы доклада указывают, что свои выводы они сделали на
основании подготовленного Всемирным Банком доклада В«Doing
BusinessВ», в котором по статье В«Уплата налоговВ» Россия
продемонстрировала отличные результаты, переместившись сразу на 51
место — с 105 на 64-ое место. В целом же, в рамках рейтинга
В«
Doing BusinessВ» Россия
поднялась сразу на 6 позиций, заняв В«почётноеВ» 112-ое
место.

Российские чиновники

Российские чиновники в лучших традициях В«либерального угараВ»
первой половины 1990-х годов неустанно продолжают заявлять
о В«необходимости жить по средствамВ», В«затянуть потуже поясаВ»,
В«секвестировать непроцентные расходыВ» и В«повысить эффективность
бюджетной системыВ»
(т.е. переложить бремя социальных
расходов с государства на и без того бедное в подавляющем
большинстве своём население). Притом что предпочитают не озвучивать
вслух предельно низкое качество работы самой бюджетной системы
∓ собираемость налогов в России не превышает 70%,
тогда как в странах ЕС она составляет более 85%, а в Скандинавских
государствах достигает 90-92%.

За счёт повышении собираемости налогов хотя бы до уровня стран
Восточной Европы российский бюджет получит свыше 1,2-1,5 трлн.
рублей. Это превышает суммарные расходы правительства на науку,
образование, медицину, спорт, культуру, охрану окружающей среды и
находящееся в аварийном состоянии ЖКХ. Вместо ограничения коррупции
и масштабов разворовывания бюджетных средств, а также повышения
качества администрирования налогов (способно дать свыше от 1,5 до 2
трлн. рублей) чиновники повышают нагрузку на законопослушные слои
населения и бизнес, которые из своего кармана вынуждены
финансировать коррупционный беспредел бюрократов и неуплату налогов
олигархами и криминалом.

Следует радикальным образом повысить налогообложение
сырьевых компаний, не связанных с добычей нефти.

Российские металлурги, производители цветных и драгоценных
металлов, производители минеральных удобрений, лесные компании
наряду с нефтегазовыми гигантами изымают природно-сырьевую ренту и
извлекают сверхприбыли. Имеет смысл ограничить возможность изъятия
ренты частными компаниями за счёт повышения экспортных пошлин и
снижения налогообложения при реализации сырья отечественным
товаропроизводителям. Помимо изъятия природной ренты в доход
бюджета (от 450 до 800 млрд. рублей) это даст сильнейший стимул для
развития отечественной обрабатывающей промышленности и углубленной
переработки сырья.

Также руководство страны ни слова не говорит о
колоссальных недоплатах в бюджеты всех уровне со стороны
естественных монополий и, прежде всего, Газпрома
, который
превратился во внутренний карман и В«чёрную кассуВ» российских
коррумпированных чиновников и своих руководителей. В расчёте на
единицу нефтяного эквивалента платежи Газпрома в бюджет по
экспортной пошлине в 2,1 раза ниже, чем у нефтяных компаний, а по
НДПИ в€“ в 2,3 раза. Это позволит изыскать дополнительно
свыше 550 млрд. рублей, что позволит удвоить расходы на науку и
образование.

Крайне остро стоит вопрос о существенном повышении
качества администрирования налоговых сборов.
По оценкам
Счётной Палаты только в 2011г. объём задолженности субъектов
экономики по уплате налогов в федеральный бюджет превысили 1,1
трлн. рублей или 10,4% доходной части бюджета. Заставляя население
и несырьевые секторы экономики В«затянуть поясаВ» и урезая расходы
на стимулирование развития научно-технического потенциала, Минфин и
правительство закрывают глаза на колоссальные недоимки в
бюджет.

По вполне понятным причинам ни слова не говорится и
необходимости радикальным образом повысить налогообложение
сырьевых компаний, не связанных с добычей нефти.

Российские металлурги, производители цветных и драгоценных
металлов, производители минеральных удобрений, лесные компании
наряду с нефтегазовыми гигантами изымают природно-сырьевую ренту и
извлекают сверхприбыли. Имеет смысл ограничить возможность изъятия
ренты частными компаниями за счёт повышения экспортных пошлин и
снижения налогообложения при реализации сырья отечественным
товаропроизводителям. Помимо изъятия природной ренты в доход
бюджета (от 450 до 800 млрд. рублей) это даст сильнейший стимул для
развития отечественной обрабатывающей промышленности и углубленной
переработки сырья.

Людоедская социальная политика

Одновременно с этим в России по-прежнему продолжает
реализовываться откровенно людоедская и противоречащая планам
модернизации экономики налоговая политика, в рамках которой
60% бедного населения Россия оплачивает безбедное существование
15-20% наиболее обеспеченных граждан,
удачно встроившихся
в паразитическую модель В«экономики трубыВ» и проедания
не
7d22
фтедолларов.

Под руководством нынешних властей в угоду коррумпированным
чиновникам и компрадорской олигархии Россия стала, пожалуй,
единственной крупной экономикой в мире, претендующей на звание
социально ответственного государства и самостоятельную роль на
мировой арене, в которой де-факто действует регрессивная
шкала налогообложения граждан.

В рамках существующей налоговой системы фискальная
нагрузка на бедные слои населения в разы превышает нагрузку на
наиболее богатую часть общества,
что лишь провоцирует
дальнейшее обнищание россиян, расширение имущественной пропасти и
рост социальной напряжённости. Современная Россия стала
страной, в которой 85% населения России, которых
накануне больших государственных праздников именуют В«народомВ» и
чьи доходы не дотягивают до средней заработной платы по России
(26,5 тыс. рублей), оплачивают роскошную жизнь и
демонстративное потребление абрамовичей, дерипасок,
усмановых,
а также прочих олигархов, коррупционеров и
обслуживающего их персонала.

Для 60% населения России, которые Институт социологии РАН
относит к бедным и нищим слоям населения с официальными доходами
менее 15 тыс. рублей в месяц, средняя нагрузка на фонд
оплаты труда превышает 43%. Из которых 13% приходится на подоходный
налог (НДФЛ), а ещё 30% составляет льготная ставка по социальным
взносам, установленная на период до конца 2012г.
В 2013г.
размер социальных взносов с высокой долей вероятности будет повышен
до 33%, что лишь увеличит налоговую нагрузку на львиную
долю и без того бедного населения России, искусственно удерживаемое
коррумпированными чиновниками в нищете и В«предбанникеВ» общества
потребления.

При этом надо особо отметить тот факт, что реальная налоговая
нагрузка на фонд оплаты труда 10% наиболее обеспеченных граждан
России с доходами свыше 45 тыс. рублей в месяц (а в особенности 5%
наиболее состоятельных граждан, владеющих 90% всей крупной
собственности в российской экономике) не превышает 10-15%. В случае
же, если речь идёт о крупных российских сырьевых олигархах,
руководителях инфраструктурных монополий и коррумпированных
чиновниках, то благодаря активному использованию оффшорных
юрисдикций, дивидендных схем и создания подставных юридических лиц
их налоговое бремя может вообще не превышать 5-7%.

Таким образом, под неутихающие разговоры о В«социальной
справедливостиВ», В«развитии человеческого капиталаВ» и В«повышении
перераспредилительной функции бюджетаВ» имеет место ситуация, при
которой бедные платят за богатых, а социально незащищённые
слои населения де-факто обеспечивают демонстративное потребление
5-10% наиболее богатой части населения России.
Самое
удивительное состоит в том, что находящиеся у руля
финансово-экономическим блоком идейные последователи В«рыночных
фундаменталистовВ» чуть ли не ежемесячно объясняют столь вопиющую
социальную несправедливость наличием каких-то мифических высоких
государственных интересов.

По мнению отечественных чиновников, превративших
госслужбу в инструмент гарантированно безнаказанного обогащения и
перекачивания нефтедолларов в оффшорные банки,
недопустим
уход от сегодняшней людоедской плоской (на самом деле регрессивной)
шкалы налогообложения к принятой во всём мире прогрессивной шкале.
Объясняется это тем, что повышение налогового бремени на привыкших
жить в тепличных условиях олигархов и обслуживающих их интересы
чиновников, создавших на территории России налоговый рай для
компрадорского бизнеса, спровоцирует резкое падения уровня
собираемости налогов и поступлений в бюджет.

Однако отечественные бюрократы, перераспределяющие в
свои карманы, а также в карманы аффилированных с ними бизнесменов и
олигархов от 30 до 60% бюджетных расходов России, ни слова не
говорят о том, зачем в принципе они нужны обществу.

Чиновники тактично забывают указать на тот факт, что контроль за
собираемостью налогов, борьба с сокрытием доходов и предотвращение
ухода капитала в тень входят в состав конституционных обязанностей
самих чиновников.

Ни в одной крупной экономически развитой стране мира (начиная от
США и Канады и заканчивая Германией, Францией и
Великобританией)В  невозможно представить себе
ситуацию, при которой чиновник открыто снимает с себя
ответственность за уклонение от уплаты налогов и своей собственной
преступной халатностью
(либо профессиональной
непригодностью и злым умыслом) объясняет невозможность отказа от
системы, при которой бедные оплачивают красивую жизнь богатых.

Прикрываясь пространными рассуждениями о налоговой кривой
Лаффера и рисках массового ухода в тень и сокрытия доходовВ  в
случае введения цивилизованной системы повышенного налогообложения
наиболее обеспеченных граждан, коррумпированные чиновники,
насколько можно судить, просто-напросто занимаются защитой
шкурных интересов наиболее состоятельной части общества

(прежде всего, сырьевых олигархов, монополий и финансовых
спекулянтов).

По какому-то удивительному стечению обстоятельств в США,
Германии, Франции, Великобритании, Скандинавских странах и прочих
экономически развитых государствах, повышающих налоговую нагрузку
на наиболее состоятельную часть общества, прогрессивная шкала
налогообложения не мешает чиновникам исполнять свои служебные
обязанности: собирать налоги бороться с сокрытием доходов.

Беда российских чиновников состоит в том, что они
настолько тесно и плотно срослись коммерческими и даже семейными
узами с крупным компрадорским олигархическим капиталом
,
монополистами всех мастей и криминалом, что исполнение служебных
обязанностей и повышение уровня жизни 80% населения России вступает
в непреодолимые противоречия с их шкурными коррупционными
интересами и интересами контролирующего их капитала.

Насколько можно судить, российские чиновники, критически
значимая часть которых рассматривает государственную службу как
инструмент безнаказанного личного обогащения, а коррупцию
из общественно порицаемого недуга возвела в статус основы нынешнего
государственного строя, искусственно удерживает в состоянии
бедности российских граждан.
Безусловно, это не та
беспробудная нищета, которая имела место в период В«либерального
угараВ» и псевдо-рыночных преобразований, приведших к 11-кратному
скачку бедности, 2-кратному падению ВВП, 5-кратному обвалу
наукоёмких производств, многократному скачку социально
обусловленных заболеваний и разрушению всей системы социальной
защиты граждан.В 

Напомним, что в результате проведения политики целенаправленного
геноцида коренных народов России в разгар В«рыночного погромаВ»
1990-х годов, разграбления государственного имущества и хищнической
эксплуатации природных недр за период 1991-2011гг.В 
численность населения России сократилась на 6,4 млн. человек
∓ с 148,3 до 141,9 млн. человек. Однако с учётом
колоссального незаконного наплыва иммигрантов, компенсировавшего
скрытое многомиллионное вымирание и выезд коренного населения за
рубеж, а также социально маргинализированных, люмпенизировавших
иВ  народившихся россиян страна потеряла от 25 до 35 млн.
человек.

Налоги душат производительный бизнес

В России сложилась уникальная ситуация, при которой наряду с по
сути дела регрессивной шкалой налогообложения доходов
населения ставка налогообложения доходов с капитала (9% по
дивидендам) существенно ниже, чем ставка налогообложения трудовых
доходов (13%).
Со оказывает угнетающее воздействие на
развитие наукоёмких производств и провоцирует подавляющую часть
предприятий малого и среднего бизнеса прибегать к незаконным
(В«серымВ») схемам оплаты труда.В 

По-прежнему крайне высокой остаётся ставка НДС (18%),
величина которой не зависит от характера экономической деятельности
предприятия
и не дифференцирована в зависимости от
мультипликатора добавленной стоимости и глубины переработки сырья.
Как следствие, нынешняя ставка НДС является одинаковой как для
добывающих секторов экономики и промышленности низких переделов,
паразитирующих на распродаже невосполнимого минерального сырья и
прокручивании поступающих в страну нефтедолларов, так и для
наукоёмких производств, ответственных за развитие
научно-технического потенциала и давно обещанную модернизацию
экономики.

Нынешняя плоская шкала НДС больнее
всего бьёт именно по наукоёмким отраслям обрабатывающей
промышленности, связанным с производством высокотехнологичной
продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Отсутствие налоговых стимулов для высокотехнологичных производств
(станкостроение, приборостроение, ракетно-космическая и авиационная
промышленность, атомная промышленность, био- и нанотехнологии,
производство полупроводников и композитных материалов) делает
нецелесообразной и нерентабельной любую созидательную деятельность
и усиливает загнивание несырьевой промышленности высоких
переделов.

В такой ситуации не стоит удивляться тому факту, что капитал
устремляется в добывающие производства, извлекающие
природно-сырьевую ренту из под носа населения, а также финансовые
спекуляции и торгово-посредническую деятельность, связанную с
перераспределением нефтедолларов и легализацией преступных доходов
коррумпированных чиновников.

Именно по этой причине, согласно официальным данным Росстата,
практически 50% совокупных прибылей доведённой до состояния
разрухи экономики России оседает в карманах сырьевых олигархов и
перекупщиков.
На долю добывающего сектора приходится 23%
(1,409 трлн. рублей в январе-сентябре 2012г.), а на
оптово-розничную торговлю — 25,2% (1,544 трлн. рублей). А ещё 3,7%
и 12,7% оседает в сфере операций с недвижимостью, а также
транспортном секторе и системе связи соответственно.

Притом что как минимум 54,4% ВВП приходится на
добывающие производства (10,6%), оптово-розничную торговлю (19,0%),
услуги транспорта и связи (8,9%), финансовые спекуляции
(4,2%),
а также имеющие слабое отношение к
платёжеспособному спросу и удовлетворению потребностей 85%
населения России с доходами менее средней заработной платы по
России операции с недвижимым имуществом и прочие услуги
(11,7%). Не лучше обстоят дела со структурой капитальных
вложений в основные фонды, львиная доля которых (71,4%) приходится
на инвестиции в добывающие производства (22,3%), нефтепереработку
(3,8%),
химическое производство (2,2%), металлургию
(3,3%), естественные монополии (11%), рынок недвижимости (6,9%), а
также крайне коррумпированную и непрозрачную с финансовой точки
зрения транспортную систему (21,9%).

Вместо того, чтобы не на словах и не в предвыборных лозунгах, а
на деле начать создавать реальные налоговые стимулы и преференции
для развития малого и среднего бизнеса в реальном, производственном
секторе экономики, способном обеспечить развитие остатков
научно-технического потенциала и наращивание промышленного
производства, российские чиновники создают все условия для
сворачивания такого рода созидательной деятельности.

Вместо этого российские доморощенные либералы, искренне считающие,
что государство призвано служить интересам глобального бизнеса и
своему карману, создают налоговый оффшор на территории
картофельного поля в Сколково, где, насколько можно судить, вообще
не действует российское налоговое, миграционное и таможенное
законодательство.

И это не говоря о колоссальном по своему объёму криминальном
бизнесе по возврату НДС в рамках фиктивной внешнеэкономической
деятельности, которую выстроили коррумпированные чиновники на
обломках отечественной промышленности и аффилированные с ними
предприниматели. Только по самым скромным экспертным оценкам,
оборот рынка незаконного возврата НДС исчисляется в 350-500
млрд. рублей (порядка 10-15% всех сборов НДС в России в 2011г.). А
всего объём теневого секторе экономики варьируется от 15% ВВП по
официальным оценкам Росстата, до 35-50% по оценкам академиков
С.Глазьева, Н.Петракова, а также экономистов В.Катасонова,
М.Делягина и Ю.Болдырева

Владислав Жуковский, независимый экономист

Оригинал статьи взят тут

Без рубрики .