обучение драке с группой нападающих.

Методик по обучению бою с группой нападающих в литературе значительно меньше, чем приемов по освобождению от захватов, перехватов руки или разоружению. Причина, как я подозреваю, кроется в том, что если оружие на тренировке под рукой бывает не всегда, то учеников практически всегда больше двух. Вдруг особо настырные предложат инструктору продемонстрировать приемы на практике! Так и оконфузится можно!!! Однако, покопавшись в литературе, несколько вариантов я все-таки набрал.

Вариант первый: «Нанесите удар кулаком первому нападающему, встретьте ударом ногой второго (рис.11)».

Вариант второй: «Уклонитесь от удара первого нападающего, захватите бьющую руку и, пользуясь его движением, толкните на второго. Затем нанесите добивающий удар (рис.12)».

Вариант третий, как всегда самый крутой: «Если нападающие захватили ваши запястья. Потяните их в одну сторону и, используя их сопротивление, бросьте противников на пол (рис.13)».

Так не нападают.

Краткость — сестра таланта! Одного кулаком, другого ногой… и самое время задать два вопроса. Первый: почему второй противник не воспользовался моментом для атаки открытой спины? Цель более чем удобная: затылок, почки, позвоночник и никакой защиты. Опытный боец такую возможность не упустит. Ворон, надо понимать, считал. Тогда это уже не боец. Ладно, остается полагаться на русское авось, типа «авось не ударит». Вопрос второй: что дальше?

— Лежат бывшие атакующие бойцы вповалку на земле! — уверенно ответит начитавшийся книжек неофит боевого искусства.

— А вы уверены?

— Так после удара сознание теряют! — уже менее уверенно.

— А вы проверили? — перефразируя известный анекдот.

На самом деле, после двух ударов все только начинается. Закончиться ситуация может только в одном случае: вы — Илья Муромец, и у вас удар и рукой, и ногой такой силы, что любой противник валится с ног как подкошенный (странно, но при этом легендарный силач зачем-то носил с собой булаву…). Но даже в этом случае достаточно элементарной защиты для того, чтобы эффект от удара снизился. Дальше мы получаем полноценную драку с одним, а то и с двумя противниками, которые сами начинают нападать, и что тогда? Надо понимать, что продолжение на рис.12. Перехватываем бьющую руку и… Стоп! С этим мы уже разобрались, когда говорили про второй допуск. Аналогично и ситуация на рис.13, которая упирается в допуск первый. Не будем повторяться.

Нападают, но не так.

Двое, машущие кулаками в сторону одного, — так или почти так представляют драку с двумя противниками большинство занимающихся. На практике тактика боя в группе сложнее, чем простое махание даже четырьмя кулаками. Разберем, не углубляясь в детали, несколько возможных вариантов. Двое могут держать одного в треугольнике, постоянно находясь от него на дистанции удара. Шаг за шагом они отжимают его до ближайшей стенки. Если он пытается атаковать одного из нападающих, раскрываясь при этом для другого, первый просто держит защиту, а второй бьет в открывшуюся брешь. У стены начинается окончательный расстрел. Можно работать галсами, когда один из нападающих делает резкий рывок в сторону, вынуждая атакованного развернуться ко второму спиной. Затем следует смена ролей. Или нападающие специализируются каждый в своей роли. Номер первый лишает атакованного возможности двигаться захватом, ударом по ногам, второй, с поставленным ударом бьет, бьет, бьет…

Не только…

Возможны и другие варианты. В зале групповой бой это экзотика, на улице — правило. При нападении на неподготовленного противника один отвлекает внимание, фиксирует захватом, разворачивает под удар, второй обходя с левой стороны наносит удар, берет на удушение, опрокидывает на спину и так далее.

Какой же вывод можно сделать из всего вышесказанного? Неужели обучение освобождению от захватов, перехват ударов, отбирание оружия и бой с несколькими противниками — занятия бессмысленные и бесперспективные, пустая трата тренировочного времени и энергии занимающихся? Не совсем так. Термин «допуск» не означает «вранье». Нет приемов, которые нельзя было бы применить. «Допуск» означает, что подобные техники можно делать только в определенных условиях, что это не закономерность, а частный случай. Конкретнее, это ситуация когда противник не профессионал, а полный «чайник», никогда и нигде не обучавшийся боевому искусству или рукопашному бою. Если человек не умеет брать захват, бить удар и работать оружием, то вышеуказанные техники можно применить!

При введении же подобных приемов в программу обучения возникает следующая сложность. Данные приемы можно отработать в паре, «научив» партнера брать захват за кисть, не напрягая руку, медленно бить удар в грудь и наносить порез ножом мимо противника, но как только дело дойдет до схватки на нормальной скорости (если такие в школе практикуются) или на улице, то полученные навыки рассыплются карточным домиком.

Заметьте, подобные приемы культивируются, в основном, либо в традиционных восточных стилях, либо в стилях, скроенных по восточным аналогам. Как уже говорилось в статье «Запад-восток или про восточные единоборства», на традиционном Востоке техника отсчитывалась от условного нуля, то есть от человека, никогда нигде не занимавшегося. В противоположность этому западные стили и стили, скроенные по западным принципам (бокс, дзюдо или самбо), рассчитаны на соревнования. Противник на ринге или ковре подготовлен не хуже вас, сорвать захват не даст и руку в замок не сунет. Значит, подобные приемы оказываются лишним балластом. А это уже опасно, ведь если тренировочное время тратится на неупотребляемые приемы, значит, оно не тратится на действительно рабочие техники. Результат понятен без комментариев.

Краткое резюме: изучать, отрабатывать, да и преподавать можно любую технику, но при этом нужно всегда отдавать отчет в том, в какой ситуации и с каким противником данную технику можно применить. И если речь идет о преподавании, нелишне было бы ставить учеников об этом в известность. При соблюдении данного условия занимающийся застрахован от внезапных разочарований по поводу «нерабочих техник» и сетований на то, что «опять лапшу на уши повесили».

Информация .