Сценический бой, чтобы зрители ахнули.

Да не просто ахнули, а с придыханием: эх, мне бы так. Как? Конечно удар пяткой в прыжке с разворота как у Брюса, бросок «а-ля Стивен Сигал» или любой другой не менее зрелищный элемент. Речь идет о многочисленных драках и потасовках, которых хватает в каждом крутом боевике. Десятки и сотни фильмов внедряют в мозги эту модель денно и нощно, и информация откладывается в подсознании миллионов людей.

Среди тех, кто серьезно занимается боевым искусством, принято относиться к экранным «фокусам» слегка снисходительно, но не будем заниматься снобизмом. Подобрать технику для драки на сцене не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Каскадер, исполняющий трюки, обладает сложной профессией, требующей квалификации и большого количества специальных навыков. Прежде чем морщить нос по поводу «дешевых трюкачеств», попробуйте сами поставить сценку, хотя бы близко напоминающую то, что делает в фильмах Джеки Чан. Конечно Джеки Чан это классика, подавляющее большинство «мастеров» экранного боя не дотягивают даже до уровня его колен. Профессионализм в данной области состоит в том, чтобы люди смотрели, не отрываясь от экрана. Но как бы профессионально ни был снят поединок, это еще не реальный бой.

Обычные приемы и техники, которыми пользуются как рукопашники в схватке, так и спортсмены на соревнованиях, здесь не подходят. На соревнованиях даже опытные судьи не всегда успевают заметить в череде мелькающих рук и ног единственный короткий удар кулаком в «солнышко», от которого боец сгибается в три погибели. Куда уж неискушенному зрителю! Да и эстетически не тянет: один ткнул в разрез, а другой согнулся и не желает подниматься ни под каким видом. Для экрана нужно что-либо более красивое амплитудное, чтобы даже в перерывах между вечерним бутербродом и беседой с женой, взглянувший на экран зритель мог уловить, что главный герой благополучно кого-то снова посылает головой в угол. Не дай Бог после удачного удара добить падающего противника! Будь ты хоть положительный герой, хоть отрицательный, не важно, стой и жди, пока он придет в себя и поднимется. Бандитская разборка в Гонконге, таким образом, по манере поведения участников больше напоминает рыцарский турнир в средневековой Европе. Еще одно непременное условие сценического боя: меньше крови, синяков и гематом, а то представляете, во что превратится физиономия главного героя, прошедшего через десяток драк, огонь, воды и медные трубы на пути к желаемой цели. Его же к финалу никто не узнает!

Но искусство сцены есть искусство сцены, винить его за это глупо. Оно такое, какое и должно быть — зрелищное. Под эту цель и подбирается соответствующая техника вроде уже упомянутого удара пяткой в прыжке с разворота или инерционного броска. Да что там кино! По такому же принципу подбиралась прыжковая техника ушу в период культурной революции. Чтобы ахнули и в Китае, и за рубежом. И ахают до сих пор на всех языках.

Информация .