Можно ли признавать крещение радикальных протестантов? (окончание)

Можно ли признавать крещение радикальных протестантов? (окончание)


Евангельские христиане используют Священное
Писание
как «вешалку для развешивания собственных мыслей» (К. Льиюс).
Они пытаются найти в Библии тот опыт, который имеют сами.

Можно ли признавать крещение радикальных протестантов? (окончание)

Остается оценить только то явление в евангелизме, которое для
последователей этого учения заменяет практически все церковные
таинства. Это так называемое новое рождение, которое
признается самым важным в жизни христианина. Опыт показывает, что
при общении с протестантами приходиться всегда сталкиваться с тем,
что они обосновывают свою близость к Богу неким
переживанием, которое называется или «новым рождением», или
«возрождением». Это ощущение положило начало тому движению, которое
в религиоведении называется ривайвелизмом (от англ. revival –
«возрождение, пробуждение»), к которому относятся практически все
радикальные протестанты (баптисты, пятидесятники, адвентисты и
другие). Все эти движения, несмотря на то, что у них не совпадает
догматика и сильно отличается молитвенная практика, объединяет
именно ощущение того, что они заново родились через веру в
Иисуса Христа
. Причем это «новое рождение» в идеологии
этого движения никак не связано с водным крещением.

На основании слов Христа Спасителя о новом рождении (см.: Ин. 3: 5)
протестанты учат о некоем переживании, которое рождается в
человеке в результате веры. Согласно этой доктрине, чтобы Христос
вошел в нас и очистил нас от греха, необходимо только признать Его
как личного Спасителя (хотя Библия не называет Христа так, а
говорит, что Он Спаситель тела; см.: Еф. 5: 23), попросить Его
войти в нашу жизнь. И все, считается, что Он уже вошел. Это может
сопровождаться некими переживаниями, а может и нет. Но,
главное, почему можно узнать Его действие, это перемена жизни.
Алкоголик бросает пить, хулиган – драться. Значит, Христос
вошел в нашу жизнь.

Официальное исповедание баптистов 1985 года гласит: «Мы веруем, что
покаяние дается Богом людям по благодати. Покаяние обращение
включают в себя сокрушение о грехе, исповедание перед Господом и
оставление греха, принятие Иисуса Христа своим личным Спасителем.
Мы веруем, что следствием обращения и принятия Иисуса Христа
Спасителем является рождение свыше от Духа Святого и Слова Божия
как необходимое условие усыновления и вхождения в Царствие Божие.
Через рождение свыше человек становится дитем Божиим, причастником
Божественного естества и храмом Духа Святого. Истинными признаками
возрождения является полная перемена жизни, ненависть ко греху,
любовь к Господу и к Церкви и жажда общения с Ним, стремление к
уподоблению Христу и исполнению воли Божией. Рожденные свыше имеют
в себе свидетельство от Духа Святого, что они дети Божии и
наследники вечной жизни. Мы веруем, что оправдание изменяет
положение уверовавшего человека перед Богом, освобождает его от
сознания виновности и страха осуждения за грех, так как Христос
принял на Себя всю нашу вину и наказание за грех. Последствие
оправдания является освобождение от вечного осуждения и гнева
Божия, облачение в праведность Христа, получение мира с Богом,
обладание славным наследием со Христом».

Прежде всего, конечно, мы можем сказать, что древняя
апостольская Церковь никогда не отделяла возрождение от водного
крещения
. Так, святитель Иоанн Златоуст в конце IV века писал:
«Великих таин сподобил нас Единородный Сын Божий – великих и
таких, которых мы не были достойны, но которые сообщить нам Ему
угодно было. Если рассуждать о нашем достоинстве, то мы не только
были недостойны этого дара, но повинны наказанию и муке. Но Он,
несмотря на это, не только освободил нас от наказания, но и даровал
жизнь, которая гораздо светлее прежней; Он ввел в другой мир;
создал новую тварь. ”Кто, – сказано, – во Христе,
[тот] новая тварь” (2 Кор. 5: 17). Какая это новая тварь?
Послушай, что говорит сам Христос: «Если кто не родится от воды и
Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3: 5). Нам был
вверен рай; но тогда, как мы оказались недостойными обитать в нем,
Он возводит нас на самые небеса. Мы не остались верными в
первоначальных дарах; но Он сообщает нам еще большие. Мы не могли
воздержаться от одного древа – и Он подает нам пищу горнюю.
Мы не устояли в раю – Он отверзает нам небеса. Справедливо
говорит Павел: ”О, бездна богатства и премудрости и ведения
Божия” (Рим. 11: 33)! Уже не нужны ни мать, ни муки рождения,
ни сон, ни сожительство и соединение плотское; строение естества
нашего совершается уже свыше – Духом Святым и водою. А
вода употребляется как бы место рождения рождающегося. Что
утроба для младенца, то вода для верного: он в воде зачинается и
образуется
. Прежде было сказано: ”Да произведет вода
пресмыкающихся, душу живую” (Быт. 1: 20). А с того времени,
как Владыка снизшел в струи Иордана, вода производит уже не
”пресмыкающихся, душу живую”, а души разумные и
духоносные. И что сказано о солнце: «Выходит, как жених из брачного
чертога своего” (Пс. 18: 6), теперь более благовременно
сказать о верных: они испускают лучи гораздо блистательнее
солнечных. Но младенец, зачинающийся в утробе, требует времени; а в
воде – не так: здесь все совершается в одно мгновение. Где
жизнь временна и получает свое начало от телесного тления, там и
рождение медленно происходит: таково естество тел; они только с
течением времени получают совершенство. Но в делах духовных не так.
Почему же? Здесь что делается, то делается с самого начала
совершенно» (Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 26. 1).

Собственно, простое и бесхитростное чтение Писания также не дает
нам отделить одно от другого. Если ряд текстов (как, например: Ин.
1: 11–12 и другие) говорят о новом рождении вообще, то другие
связывают его с водным крещением (см.: Ин. 3: 5). В Новом Завете
нет никакого основания для того, чтобы отделить одно от другого.
Так что так называемые евангельские христиане просто используют
Писание как «вешалку для развешивания собственных мыслей» (К.
Льиюс). Они пытаются найти в Библии тот опыт, которые имеют
сами
, хотя ни слово Божие, ни Предание древней Церкви не дает
им для этого никакого права.

Но все-таки некий духовный опыт у протестантов есть. Он помогает им
менять жизнь. И даже придя в истинную Церковь, они не могут
сказать, что он был полностью злокачественным. Что же это за
переживание? Какой оно природы? Думаю, что ответ можно найти в
Писании. Согласно апостолу Павлу, «слава и честь и мир всякому,
делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину! Ибо нет
лицеприятия у Бога» (Рим. 2: 10–11).

Когда человек прикасается к Священному Писанию – его душа
ощущает прикосновение к святыне. И неудивительно. Ведь она создана
по образу Божию. Слово Божие может разбудить заснувший человеческий
дух, и сам процесс пробуждения сладостен для человеческого сердца.
Более того, пробудившись, дух человеческий начинает отходить от
явного зла, что угодно Господу, и тут впервые человек чувствует
одобрение совести. Для того, кто все время жил, повинуясь своим
страстям, это очень сильное ощущение. Так на человека действует
призывающая благодать, которая вырывает его из сетей зла,
чтобы он вошел в союз с Господом. При нормальном ходе развития
пробудившийся человек должен начать поиск Бога и вступить в завет с
Ним через истинное крещение или через церковное покаяние. Именно в
этих водах он может получить прощение всех грехов и подлинное
духовное рождение от Духа Святого.

Но именно в этот момент сатана ловит человека. Он обольщает
человека ложными силлогизмами. Он говорит: «А зачем тебе эта
Церковь? Разве ты не можешь сам с Богом встретиться, ведь Библия
говорит к каждому? Разве ты сам не сможешь стать хорошим, читая
Библию?». Так диавол ловит человека на крючок гордости и тем самым
уводит его со спасительного двора Церкви. Ведь чем привлекает
многих протестантизм? Свободой понимать Библию, как ему
нравится. А ведь это самой Библией прямо запрещено
(см.: 2 Фес.
2: 15; 2 Пет. 1: 20). В результате совершенно не удивительно, что
феномен «нового рождения» в протестантском понимании может
происходить не только в тех сообществах, которые формально следуют
Никейскому символу, но и среди адвентистов, отвергающих бессмертие
души, и среди пятидесятников – единственников, отрицающих
Святую Троицу. Если бы перед нами было бы действие Духа Истины, то
в результате не возникало бы столько несовместимых учений и
практик. Ведь Бог наш не есть Бог неустройства, но мира (1 Кор. 14:
33)!

Так что в результате человек, который вроде нашел истинного Бога,
запутывается в тенета своих заблуждений. Гордость и самомнение его
возрастают, а тяга к Божией истине затухает. И чтобы оправдать свое
ненормальное положение вне апостольской Церкви, и возникают разные
претензии и возмущения и странные учения, вроде представлений о
«невидимой церкви», противоречащие и Библии, и церковной
истории.

Отсюда же рождается и мысль, будто бы водное крещение просто обряд
посвящения себя Богу. И это не удивительно! Ведь опыт протестантов
говорит об отсутствии в их крещении Духа, а Библия говорит о
присутствии. И вместо того чтобы сделать из этого здравый вывод о
том, что крещение в их общине фальшивое, человек начинает
выдумывать некие неизвестные Писанию формы подачи благодати без
всякого видимого посредства, как будто Бог имеет дело не с людьми,
а с духами. Хорошо сказал об этом Господь: «Два зла сделал народ
Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы
разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2: 13).

Пусть же наши братья протестанты поймут, в каком страшном состоянии
они оказались, и придут к Христову возрождению в православном
крещении. И все ангелы в небесах будут восклицать песнь радости о
возращении к Отцу блудных сыновей.

Священник Даниил Сысоев,
кандидат богословия

17 февраля 2009 года

Без рубрики .