На сегодняшний день применение допинга стало одной из самых актуальных проблем в мировом спортивном движении. Допинговые скандалы происходят на глазах у миллиардов зрителей и наносят невосполнимый ущерб репутации государства и всему спорту.
По данным Интерпола мировой оборот допинговых средств превышает оборот наркотиков. В Российской Федерации наблюдается тенденция к развитию аналогичной ситуации. К сожалению, в глазах мировой общественности существует стереотип, что Россия – это мировой лидер в производстве и применении допинга. Такие подозрения не являются беспочвенными. Ситуация с антидопинговой деятельностью в нашей стране внушает тревогу: нет формализованной национальной антидопинговой организации, нет законодательства на тему борьбы с допингом, отсутствует систематическая информационно-образовательная работа в спортивной и молодежной среде. Вместе с постоянными допинговыми скандалами с участием российских спортсменов все вышесказанное приводит к тому, что существующая ситуация является крайне неблагоприятной, наносит ущерб национальному имиджу, и делает наш спорт практически беззащитным перед давлением со стороны международных антидопинговых организаций.
В московском спорте проблема допинга является одной из самых актуальных. За последнее время доля молодежи, занимающейся физической культурой и спортом, значительно увеличилась, одновременно участились случаи применения допинговых средств в детском и молодежном спорте.
Выборочный антидопинговый контроль, проведенный в некоторых клубных командах города Москвы, показал, что большое количество спортсменов, в том числе молодых, регулярно применяют допинговые вещества. Проблема использования запрещенных веществ особенно остра среди категорий спортсменов, в отношении которых не проводится допинг-контроль.
Примерно третью часть от общего числа допинговых средств составляют наркотические и психотропные вещества, что напрямую связано с проблемой наркомании.
Назрела необходимость в срочных мерах по противодействию распространения допинга в спорте, особенно в детском и молодежном. В первую очередь необходимо разработать и внедрить антидопинговые информационно-образовательные программы. Важно также организовать проведение антидопингового контроля на всех этапах подготовки московских спортсменов.
По существующей практике, сегодня в России антидопинговый контроль проводится исключительно в спорте высших достижений. Процесс подготовки спортсменов в образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта города Москвы и Департаменту образования города Москвы, находится вне зоны антидопингового контроля.
Для эффективной борьбы с допингом в московском спорте необходимо объединить усилия различных ведомств: Департамента физической культуры и спорта города Москвы, Департамента образования города Москвы, Департамента здравоохранения города Москвы, Управления Федеральной Службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по городу Москве и других заинтересованных организаций.
Антидопинговая политика в мире.
Деятельность национальных антидопинговых организаций базируется на следующих международных документах: Всемирного антидопингового Кодекса ВАДА, Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте и Конвенции Совета Европы против применения допинга.
В последнее время в деятельности как ВАДА, так и Совета Европы и ЮНЕСКО появились новые акценты. Эти организации перемещают центр тяжести своих усилий с собственно допинг-контроля на превентивные меры по предотвращению применения допинга не только в профессиональном спорте, но и в обществе в целом. Для этих целей страны – участницы обязаны развивать информационно-образовательные программы, проводить пропагандистские акции, принимать меры по борьбе с допинг-трафиком, а также вносить изменения в национальные законодательства для юридического обеспечения всего комплекса мер.
Страны, которые не приводят спортивную инфраструктуру в соответствие с этими принципами, ставят под сомнение свою репутацию и рискуют быть постоянными фигурантами громких допинговых скандалов, в том числе на глазах у миллиардов зрителей, наблюдающих крупные спортивные соревнования, особенно Олимпийские игры.
В 2003 году Россия подписала Всемирный антидопинговый Кодекс и антидопинговые правила российского спорта приведены в соответствие с этим документом. В 2006 году Россия ратифицировала Международную конвенцию ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте. Россия активно участвует в работе Совета Европы по антидопинговой политике.
Для сохранения лидирующих позиций Москвы и России в мировом спорте, особенно при жесткой конкуренции за право проведения крупных международных соревнований, необходима кардинальная модернизация национальной антидопинговой системы в нашей стране.
Спорт высших достижений и его антидопинговая политика являются мощным инструментом формирования национального имиджа. Департамент физической культуры и спорта города Москвы, выступив с инициативой разработать Московскую комплексную антидопинговую программу «Честный спорт», осознает масштаб опасности, исходящей от допинга.
Московская комплексная антидопинговая программа «Честный спорт» разработана в соответствии с положениями Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте, Всемирного антидопингового Кодекса, международными стандартами организации антидопинговой деятельности. Программа признает организующую роль Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) в принятии единых стандартов и координации антидопингового движения во всем мире, а также роль официальных российских антидопинговых инстанций системы Росспорта и Олимпийского комитета России.
Целевой аудиторией Программы являются учащиеся образовательных учреждений спортивной направленности, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта города Москвы, а также спортивные врачи и тренеры системы Москомспорта.
Для реализации и координации Программы в ГУ «ЦСТ Москомспорта» создан Отдел антидопингового мониторинга и профилактики (ОАМП).
ГУ «ЦСТ Москомспорта» в лице ОАМП координирует выполнение Программы, включая оценку деятельности спортивных организаций и учреждений в сфере борьбы с допингом, и предоставляет ежегодные отчеты о своей работе в Департамент физической культуры и спорта города Москвы, а также готовит изменения и дополнения к настоящей Программе, если таковые потребуются.