Банальный вопрос — зачем человек приходит на тренировку? Понятно, что учиться. То есть он заранее согласен, что инструктор владеет предметом лучше, чем он и хочет научиться владеть им также, или даже лучше в зависимости от личных амбиций. Но вот в чем проблема. Инструктор может очень многое, но он не может выполнить прием вместо ученика. И как бы подробно не объяснялась информация, перекладывать на себя ее придется ученику самостоятельно. Господь Бог создал людей разного роста и веса, с разным развитием групп мышц, с разной амплитудой движений суставов и так далее. Ни один инструктор не способен влезть в «шкуру ученика» и дать ему абсолютно исчерпывающие объяснения. То есть нужен очень тонкий баланс между умением и готовностью учиться и личной инициативой занимающегося. Уклон в одну сторону даст всего лишь неудачное копирование движений. Уклон в другую сторону чреват самодеятельностью и потерей эффективности приема.
Впрочем, есть и другие точки зрения на данную проблему. На востоке четко знали, что сенсей всегда знает все лучше ученика. Как в том армейском анекдоте. Пункт первый — сенсей всегда прав. Пункт второй, если сенсей не прав, смотри пункт первый. Впрочем, то, что для нас осталось казарменным юмором, для наших восточных собратьев по татами подход вполне естественный и отвечает их пониманию порядка вещей. Ой, как же не хватает некоторым нашим сенсеям такой безоглядной веры в них учеников! Розовая мечта в голубой каемочке: ты вещаешь, а толпа людей с замиранием сердца внимает каждому слову нового мессии от мордобоя. Лично же с моей, инструкторской точки зрения, умение сомневаться в том, что тебе говорят и есть одна из наших сильных сторон. Люблю, когда ученик слегка отворачивается в сторону, морщит лоб и в его глазах мелькает сомнение. Затем разворот, и решительном шагом прямо ко мне. Выяснять, что и почему не так (кстати, не так легко решиться на подобный поступок, ставящий под сомнение авторитет уважаемого инструктора). Значит, начал думать. Не тупо повторяет то, что я показываю, а пытается понять и пропустить через себя. Выгода обоюдная. Если у меня есть ответ на вопрос – поймет и начнет развиваться дальше. Если же не ответа нет… значит начну думать и развиваться я.