Бой дело тяжелое. Только в фильмах герои умудряются бить друг друга по физиономии не оставляя синяков и гематом, не задыхаясь, не потея и не получая травм. На практике рукопашная схватка это боль, усталость, пот, травмы и прочие малопривлекательные переживания. Основное свойство психики настоящего бойца это устойчивость к этим, а также куче других отрицательных факторов. Поэтам с тонкой душевной организацией здесь делать нечего. Одним из самых серьезных воздействий, с которыми приходится сталкиваться бойцу, это психологический прессинг со стороны противника. Бойцу, в ходе даже ограниченной правилами схватке, приходится встречаться с конкретным человеком, которого ему надо победить, а противнику плевать с высокой колокольни на эти расклады. У противника свой, прямо противоположный сценарий того, что произойдет в ближайшие несколько минут. Иначе говоря, в схватке соревнуются не только физические качества и техническая изощренность, но и характеры конкретных людей.
Киевская Русь. 13 летний парень — холоп. По стечению обстоятельств его выкупают из холопства и предлагают стать ратником. Парень, естественно, на седьмом небе от счастья. Представился шанс из холопов вырваться в элиту средневекового общества.
— Да я… что угодно сделаю. И мечом научусь, и из лука, и на коне ездить буду!!! — горячится он.
— Ты, парень, не торопись. Мечом махать любого научить можно. Тебе же надо из себя холопа вытравить — объясняет ему пожилой ратник.
— Да меня уже выкупили! Я теперь свободный!
— Не в том дело, что выкупили. Ты вырос холопом. А холоп привыкает не своей волей жить, а волей хозяина. В бою противник не просто мечом перед тобой махать будет, он попытается тебя как человека сломать. Допустишь в самый решающий момент слабину – зарубят тебя.
Бой это стресс, и стресс серьезный. Неподготовленный человек в такой ситуации теряется и тем большее значение имеет настройка с которой боец выходит против противника. Сложные схемы здесь неуместны. В спокойном состоянии человек может держать от 5 до 7 центров внимания. В ситуации стресс это число сокращается до 3. Мы, на практике, ограничивались следующей тактической установкой:
- иди вперед и бей
- если противник отступает – преследуй
- если идет на тебя – входи в захват и бросай
Естественно, эта установка работает только тогда, когда боец уже не задумывает о том, как ему делать тот или иной прием. В противном случае мы имеем дело еще с учеником, которому надо в первую очередь довести технику до автоматизма. При не отработанных до нужного уровня приемах количество центров внимания увеличивается и уделить внимание тактике боя все равно не получится.
Этот навык противостояния «человек – человек» еще одна особенность, которую не может воспроизвести ни один тренажер и не даст ни одна отточка чистой техники. Единственное условия для данного навыка – бой. Пусть спортивный, пусть ограниченный рамками правил, но бой, схватка, в которой встречаются два человека. Мы живем в относительно спокойном мире, где противостояние «человек – человек» сведено к минимуму путем писанных и неписанных правил и законов. И тем сложнее современному человеку ориентироваться в критической ситуации, когда противостояния не избежать.
Еще одна небольшая история из жизни тренера сборной команды по фехтованию города Ленинграда. Работа тренера одни сплошные нервы, то подготовка к соревнованиям, то соревнования, то сборы… Началась у тренера бессонница. Не получается спать и все тут. Пошел к психотерапевту занимающемуся проблемами со сном. Кабинет врача с десятком кушеток, на них пациенты. Врач ходит по проходам и что-то наговаривает. Один стал клевать носом, второй уснул, у тренера ни в одном глазу. Врач подошел и негромко просит: «Подождите в коридоре, я вами потом отдельно займусь.» Тренер вышел, сидит, ждет. Вышли выспавшиеся пациенты, врач приглашает его в кабинет. Смотрит у тренера на лацкане пиджака значок мастер спорта СССР.
— А вы боксер или фехтовальщик?
— Фехтовальщик, а в чем проблема?
— К сожалению, я не могу вам помочь. У вас психика настроена на жесткое противостояние любому внешнему воздействию.