Этюд о боевом искусстве четырех стихий.

» Нужны ли мы нам?»
А. и Б. Стругацкие.

Проанализировав причины заставляющие людей идти в спортивные залы и за свои деньги, делать нечто трудоемкое, утомительное, временами болезненное, Автор выделил 4 основные мотивации.

1. Инстинкт самосохранения — «научиться драться» в формулировках разной степени внятности. Навыки защиты и нападения.

2. Стремление к самосовершенствованию — развитие тела, мускулатуры, скоростных и силовых качеств.

3. Инстинкт познания нового — интерес к неизвестному, экзотичному, загадочному. Поиск «пищи для ума».

4. Стремление к самоутверждению — поиск хвалы и восхищения. Желание быть лучшим, первым, сильнейшим, быстрейшим, упорнейшим, опаснейшим… ну в общем самым-самым.

Для того, чтобы человек долго, плодотворно и с удовольствием для себя и окружающих занимался тем или иным видом боевого искусства необходимо удовлетворение всех 4 мотиваций. И вот здесь таится мина на которую наступают все от новичка до зрелого мастера-создателя стиля, школы, вида спорта.

«Узкий специалист подобен флюсу — растет в одну сторону»
К. Прутков.

Спортивные единоборства (бокс, борьба разная, современное карате во всем многообразии своих стилей, тэквондо) полностью реализуют стремление к самоутверждению в соревновательной деятельности. Через отработанную методику тренировок позволяют развить мускулатуру, скоростно-силовые показатели. Однако, в силу однобокости своих правил недостаточно эффективны в плане самозащиты и нападения и однозначно не экзотичны и не загадочны. Отсутствие работы с оружием еще более снижает боевой потенциал.

Этнические, традиционные боевые искусства ( ушу во всем своем многообразии, ай (хап) кидо, пенчак силат, капоэйра и т.п.) не дают своим адептам того самоутверждения, которое характерно для спортивных единоборств. Поединки на ристалищах уступили место выступлениям на подмостках. Достаточно высокая физическая нагрузка позволяет самосовершенствоваться в скоростно-силовом и мышечном развитии. Таинственность и новизна многообразной техники сочетается с относительно небольшим защитным и совсем уж малозаметным атакующим потенциалом. Использование старинного оружия экзотично но не практично.

Боевые системы утилитарно-прикладного назначения, созданные для специальных нужд силовых структур, неинтересны большинству гражданского населения в силу специфичности решаемых задач и закономерной закрытости информации. Обладая большим потенциалом атакующих и защитных техник, они обеднены экзотичностью и физическими нагрузками , не давая «пищи для ума и тела», практически не задействуют инстинкты самосовершенствования и познания нового. Используемые спецсредства и табельное оружие практично, но не экзотично и народу недоступно.

Если свести в таблицу наиболее известные боевые системы и принять за критерии отбора удовлетворение 4-х мотиваций, можно с долей условности и субъективности, суммируя «+» и » — » выделить ряд систем. Системы почти «идеальные» удовлетворяют основные потребности своих адептов и позволяют «победить всех и вся», дают «пищу для ума и тела» и возможность почувствовать себя «самым-самым»

«Народ сер, но мудр и если говорят, что от жаб бывают бородавки, то так оно и есть».

Удивляет широкое распространение «неполноценных» (с позиции 4-х мотиваций) систем и видов спорта и незначительная популярность «полноценных» (с тех же позиций) боевых искусств. Сравнение борьбы и джиуджитсу показывает, что насколько первое популярнее и известнее, настолько второе эффективнее и богаче по техническому арсеналу.

Удивляет людская непрактичность. Поневоле приходишь к мысли, что человек делает не то, что хочется ему, а то что хочется всем, в том числе и тем, которые сами никогда ничем не занимались и заниматься не будут. Спортивные единоборства изначально есть шоу, подчиненное законам рынка, со своей рекламой, маркетингом и отработанной системой внедрения в массовое сознание. Люди в детстве играют в футбол, а потом за него «болеют». В детстве занимаются в «секции» бокса или борьбы, а потом ведут туда же своих детей и внуков.

«Автор смотрел на сына, который старательно отламывал руки у «хищника» купленного 2 дня назад в магазине игрушек. Сопели оба, один от сосредоточенности и старания, второй от закипающей злости на «ломастера», калечащего купленную за папины деньги игрушку. Первым перестал сопеть ребенок, он удачно приделал к космическому уродцу руку бетмена с мечом ниндзя и руку гоблина с автоматом. Меч нинзя получился после обмазывания пластилином космического бластера.

— Смотри, что получилось! — гордо продемонстрировал нечто сын.

— Что это? — угрюмо спросил отец.

— Монстр! — ребенок был счастлив.»

Интегральность, т.е. изменение качества, за счет увеличения количества включений (заимствований), характеризует современное положение во многих отраслях жизни, в том числе и мире боевых искусств.

Таблица №1.

Боевое искусство И. самосохранения техника
защиты и нападения

т. рук т. ног    борьба      т. оружия

от рук от ног от захватов от оружия

Самосовер

шенствова

ние

развитие тела

И. познания нового,

экзотичность

новизна материала

Самоутвер

ждение ч/з

спаррингсоревнование

Бокс классический      +      —          —       —

+      —          —       —

     +      —      +      +
кик-бокс

(тай)

     +      +         +      —

+      +          —       —

     +      —      +      +
тэквондо      +      +          —       —

+      +          —       —

     +      +      +      +
карате спорт      +      +          —       —

+      +          —       —

     +      +      +      +
Борьба без одежды (греко-р., вольная)      —      —          +      —

—      —          +        —

     +      —      +      +
Борьба в одежде ( дзю-до, самбо)      —      —          +       —

—      —          +        —

     +      +      +      +
Карате трад.      +      +          —        +

+      +          +        —

     +      +      +
Ушу внешние стили      +      +         +       +

+      +         +       +

     +      +      +
Ушу внутр. стили      +      —          —        —

+      +          —        —

     +      +      —
Пенчак-силат      +      +         +        +

+      +         +        +

     +      +      —
Айкидо      —      —          +       +

+      —         +      p +

     +      +      —
Хапкидо      +      +         +       +

+      +         +        +

     +      +      —
Капоэйра      +      +         +       —

+      +          —       —

     +      +      —     +
Боевое самбо      +      +         +       —

+      +         +      +

     —      —      +      +
Рукопашный бой русский      +      +          +      —

+      +         +      +

     —      —      —
Славяно-гориц. борьба (Белов)      +      +         +      +

+      +         +      +

     +      +      —     +
Боевая машина (А. Тарас)      +      +         +      +

+      +         +       +

     —      —      —
Школа 4-х стихий ИРСБ (Д.Медведев)      +      +         +        —

+      +          +      —

     +      +      +
Традиц. дзю-дзюцу      +      +          +     +

+      +          +     +

     —      +      —

Широко развивается и активно теснит физкультурно-мистическое айкидо, хапкидо — система, объединившая болевые заломы дайторю-айкидзюцу с корейским искусством «высокой ноги».

Бои без правил, популярность которых растет с эпидемической скоростью, интегральны по сути.

Интегральная система рукопашного боя Д. Медведева, ранее — боевая система хапкидо 4-х стихий, создана как изначально интегральное боевое искусство, скорее даже искусство боя, на основе принципа ступенчатого, поэтапного освоения техник заимствованных из боевых и спортивных единоборств связанных единой двигательной базой.

На 1-ом уровне «стихии Земля» ученик изучает простые удары кулаком, локтем, коленом, головой; удары ногами на нижнем и среднем уровне; корпусные броски, подножки, подсечки; удушения и борьбу в партере. Получает навыки реального боя и техническую базу сопоставимую по практичности с добротными системами утилитарно-прикладного направления полицейского типа.

На 2-ом уровне «стихии Воды» боец ведет реальные поединки с минимумом ограничений. Разжимает кулаки и ставит технику открытой ладони. Усложняет ударную базу — руки бьют серийно, ноги бьют выше, с вращением. Борцовская техника обогащается за счет болевых заломов на кисть, локоть, позвоночник. Это уже боевое искусство сопоставимое с традиционными стилями дзю-дзюцу и современным хапкидо.

На 3-м уровне «стихии Огня» инструктор, с накатанной техникой рукопашного боя, разнообразит свой технический арсенал пальцевыми воздействиями на критические точки, инерционными бросками «в лет», техникой ног в прыжке и с пола. Эта «изысканная» техника в сочетании с уверенным ведением боя позволяет изучать и преподавать идеальное боевое искусство.

4-я ступень «стихии Воздуха» — есть нечто загадочное и до конца не определенное. Мастер уже все умеет и наполняя изученный материал собственной индивидуальностью, творит особенный личный стиль.

«Я дерусь. Потому что дерусь»
А.Дюма

Возможно, небольшое распространение полноценных интегральных боевых систем объясняется их «суховатостью». Многообразие технического арсенала объединяющего удары, борьбу, болевые заломы и удушения в стойке и партере, т.е. все способы использования человеческого тела как абсолютного оружия при незначительном использовании оружия как такового, предполагает многолетнее терпеливое изучение. Разбивка по поясам, с вереницей экзаменов на пути к теряющейся во времени нечеткой цели, приводит к рутине занятий.

«В своих трудах я не претендую на научность, я претендую на истинность» — писал Н. Бердяев. Автор за 14 лет общения с инструкторами и учителями боевых искусств пришел к «крамольной» мысли, что идеальные, в плане практичности и боевой эффективности, прикладные системы для обычного человека неинтересны, так как слишком «хороши» для него.

Автор сам не рад своему выводу. Идеальная боевая система — абсолютное оружие. Но! Абсолютное оружие — это тяжелый танк у подъезда многоквартирного дома в современном городе.

Это жутко — когда все правильно, логично, закончено. Идеальное не может быть повсеместным. Это противно самой природе человека. Идеал потому и идеал, что в принципе недостижим. Он должен быть целью, маячащей на горизонте, как морковка на длинной палке перед вытянутой мордой, шагающего вдаль ишака.

Современные «новоделы» — прикладные эффективные интегральные системы, в погоне за практичностью и пластичностью своих приемов и методов их изучения, потеряли тот налет экзотичности и загадочности, который позволяет «нереальным и непрактичным» восточным единоборствам собирать в своих залах сотни и тысячи адептов. Человеку хочется «чтоб было интересно», а проблема «всех победить» дезактуализируется под влиянием реалий сытой современности.

Набить морду соседу можно, но это не приветствуется правоохранительными органами. И часто ли сражается за свою честь и жизнь учитель, врач и грузчик. Желание самоутверждения при помощи кулаков проходит как правило, с окончанием средней школы.

Автор занимается боевыми искусствами 14 лет, покупает, читает книги по боевым искусствам, коллекционирует фильмы про самураев и придурковатых китайских мастеров. Он думает об искусстве боя и создает вторую реальность существования — мир боевых искусств.

«Дурень думкой богатеет»

Можно сочетать ката иайдзюцу и наработку боксерских ударов на мешке, наге-но-ката Кодокан дзю-до и спарринг в накладках, укол зонтиком и рубку нагинатой, лоу-кик с визуализацией сейка-но-танден только выигрывает в силе и точности. Это не интегральность, это — «окрошка». Но окрошка вкуснее полезной овсянки. И автор делает искусство боя как его сын делает из игрушки монстра, им это нравится и это здорово.

Тайных, закрытых боевых искусств в эпоху интернета быть не может. Найти информацию можно по любой системе. Это дело времени, желания и терпения. Пресловутая передача от сердца мастера к сердцу ученика канула в Лету. При современных носителях информации можно увидеть, услышать, прочитать технику самой далекой школы. Мастер мастеру не нужен, нужна его техника, которую можно примерить к себе и своей двигательной базе, физическим параметрам, пониманию боя как жизни и смерти, миросозерцанию и ощущению себя как личности. Но это путь немногих, путь построивших вторую реальность своего бытия в сумасшедшем и холодном мире. Это путь Воина 4-х стихий.

«Прощай оружие»
Э. Хемингуэй.

Оружие. Работа с ним и защита от него — гигантский пласт в боевых искусствах, неумолимо размываемый современностью. Системы активно использующие оружие наподобие «Боевой машины» А. Тараса — скорее исключение чем правило, выделяются на фоне тотального разоружения мира боевых искусств.

Автор имеет свой взгляд на происхождение человечества. Труд, якобы сделавший из обезьяны человека не мог быть двигателем эволюции, т.к. в этом случае человека легко бы превзошли и вытеснили гораздо более трудолюбивые цивилизации муравьев, пчел, бобров-строителей. Обезьяна взяла в лапу палку не для того, чтобы сбить с дерева банан, а для того, чтобы проломить череп другой обезьяне и съесть ее бананы. Обезьяна с палкой и камнем стала сильнее и другие последовали ее примеру. Развитие человечества есть путь оружия.

Боевое искусство, как искусство уничтожения себе подобных, не может плодотворно развиваться используя только тело. Выхолащивание боевой сути традиционных боевых искусств, в современных единоборствах проявляется в том числе и в стремительном исчезновении техник с оружием.

Традиционное карате, где все техники руки предполагают возможность использования подручного, в том числе короткого оружия, заменено военизированной гимнастикой с соревнованиями той или иной степени жесткости правил. Уже реально превратилось в «путь пустой руки». Христоматийные нучаки сейчас интересуют отдельных энтузиастов.

Традиционные комплексы-ката с оружием Кодокан-дзюдо неизвестны не только спортсменам-дзюдоистам, но и их учителям.

Айкидо — созданное на двигательной базе фехтования мечом, сейчас вооружено только тэ-гатана (рукой мечом), которой и выполняются так называемые «модельные формы атаки» — истинный смысл которых можно понять, только взяв в руку что-нибудь острое или тяжелое. Но айкидоки вместо этого хватают «руки-мечи» доброжелательных партнеров, годами защищаясь от секущих ударов ладонями сверху и сбоку в голову и совсем уж странного Чудан-цки в туловище, в прошлом вполне конкретного тычка ножом. Меч и палка, которыми в некоторых стилях изредка размахивают, чаще выполняют декоративную функцию.

Плотно и грамотно техники защиты и нападения с использованием ножа и палки, изучаются в боевых системах утилитарно-прикладного назначения, созданных для нужд силовых структур, но неизвестных широким слоям интересующихся боевыми искусствами. К сожалению, при подготовке и большинства сотрудников, в наше время превалирует формальный подход.

«Что имеем не храним, утерявши плачем».

Отрицать ценность ката, как тренировочного метода с точки зрения автора глупо. Большинство боевых систем используют их как концентрат, консервируя в них основу своего технического арсенала. Даже в современном боксе существует похожий по методике «бой с тенью».

Автор долго искал возможность органичного включения ката, коллекционированных им, в систему изучаемого интегрального боевого искусства.

Выделение 4-х мотиваций, в частности инстинкта познания нового позволило понять, что интерес к экзотике, является зачастую доминирующей мотивацией для занятий боевым искусством.

«Кто же у нас на Руси Наполеоном себя не считает»
Ф. Достоевский.

Опыт многолетних занятий и 12-летнего преподавания в группе, наложение 4-х выделенных мотиваций на этапность школы 4-х стихий, привело к расширению технического арсенала и систематизации его изучения по пути «от простого к сложному». Обобщенная авторская версия представлена в данной работе.

«Стихия Земли». На 1-й ступени к имеющимся базовым ударам кулаком, локтем, коленом, головой и ступнями на нижнем и средних уровнях добавляется Кодокан Рандори-но-ката, состоящая из 2-х самостоятельных парных ката-Наге (в стойке) и Катаме (в партере).

Наге-но-ката объединяет в единый, непрерывный, логически связанный, тренировочный цикл 15 основных бросков дзю-до, вариациями которых в принципе являются любые бросковые приемы большинства школ.

3 броска руками — инерционный бросок выведением из равновесия, бросок через плечо от удара сверху, мельница.

3 броска через бедро (спину) — бросок через бедро от удара сверху — сбоку, бросок подхватом снаружи, бросок через спину.

3 броска ногами — боковая подсечка в темп шагов, передняя подсечка, бросок подхватом изнутри

3 броска с падением на спину — бросок упором стопы в живот, бросок через грудь от удара сверху, бросок зацепом голенью.

3 броска с падением на бок — задняя подсечка, бросок через грудь от удара и захвата шеи, передняя подножка.

Катаме-но-ката формирует навыки работы в партере для 2-их занимающихся. 15 приемов, для каждого предлагается 3 последовательных контрприема от удержания, удушения, болевого залома и соответственно 3 варианта базового приема для нейтрализации контрприемов.

5 удержаний — боковое удержание, боковое с жесткой фиксацией руки и головы, удержание со стороны головы, удержание поперек, удержание со стороны головы с фиксацией руки. Удержание легко трансформируется в жесткие контроли.

Таблица №2

Уровни

Удовлетворение мотиваций

Навыки защиты и нападения (инстинкт самосохранения) Физическое развитие (стремление к самосовершенствованию) Интерес к новому, экзотичному, необычному (инстинкт познания нового) Спарринг (стремление к самоутверждению)
Кодокан Рондори – но — ката
Стихия Земли Удары кулаком, коленом, головой, локтями, ногами на среднем уровне, подножки, Катаме-но-ката (удушения, заломы в партере) Наге-но-ката (корпусные броски, подсечки) Удары палкой танто–но–ката (ножом). Болевые заломы от ножа и палки. От «битвы в киселе» без сбросов до боевой скорости.
Стихия Воды Болевые заломы, удары открытой ладонью, ногами по верхнему уровню с вращением. Техника работы с нучаками Ударно-бросковый с преследованием в партере
Стихия Огня Броски с использованием болевых заломов в сочетании с ударной техникой, удары ногами в прыжке.
Нижняя капоэйра (на земле)
Защита от нападения с ножом, техникой Силат,. Рода капоэйры, палочный бой
Стихия Воздуха Воздействия на критические точки тела. Инерционные броски Айкидо (Кокю-наге, Ва но сейшин) Ягю-шинган-рю (базовые техники).. Ножевой бой

5 удушений — лежа сверху, сидя сзади руками, сидя сзади отворотами, сидя сзади с фиксацией руки, лежа снизу-сбоку.

5 болевых заломов — рычаг локтя через бедро, ключ на локоть, рычаг локтя руками, рычаг локтя коленом, ключ на колено ногой.

Помимо несомненного прикладного и методического эффекта, Рондори-но-ката дает мощную физическую нагрузку, развивая практически все скелетные мышцы («Дзю-до-билдинг»).

Строгая ритуализация и разбивка последовательности атак, приемов, контприемов, классическим японским этикетом; дисциплинирует занимающихся, наполняет атмосферу спортзала благородным духом старинного додзе.

Уровень «Земли» — начальный уровень, на котором большинство занимающихся отсеиваются. Но! Человек потративший свое время, силы, терпение, деньги в Школе, должен с самого начала получать определенный багаж знаний, которые могут помочь (хотя лучше не надо) в критической криминальной ситуации.

Техника «стихии Земли» — система рукопашного боя и в него логично вплетается самооборона от распространенного «народного» оружия — ножа и палки. Однако невозможно изучать защиту от оружия и при этом не уметь его использовать. Без полного Янь не будет полного Инь, без стимула не будет реакции, чтобы грамотно защищаться — надо грамотно атаковать.

Изучается техника 12 базовых ударов палкой по разноуровневым целям и Айкибудо танто-но-ката — 8 базовых ударов ножом (4 прямым, 4 обратным хватом). Поскольку техника болевых заломов относится к следующим уровням, то на 1-ом уровне изучаются и нарабатываются 3 базовых залома от ножа и палки (рычаг кисти наружу, рычаг локтя внутрь, загиб руки за спину).

Соревнования не проводятся, но стремление к самоутверждению реализуется в свободном спарринге с использованием накладок на руки и всей изучаемой ударной техники. Ограничение (запрет) на сбросы силы в ударе целесообразны для взрослых занимающихся. Занятия искусством боя не должны мешать социальной жизни. Реальность мира и вторая реальность мира боевых искусств должны помогать жить хозяину, а не вступать в противоречия. Учитель, врач, менеджер, офицер, программист, регулярно приходящий на работу с разбитым носом и синяками, может столкнуться с непониманием коллег и руководства. Взрослый человек (не мазохист), регулярно получающий по физиономии, за свои же деньги — заниматься не будет. Ограничение на скорость непостоянно и вводится на начальном этапе для того, чтобы занимающийся учился контролировать свои движения и одновременно мог свободно чувствовать себя в пусть медленном, но бою. С ростом технического мастерства и самоконтроля, скорость спарринга может увеличиваться.

«Стихия Воды». На 2-й ступени к ударам кулаком добавляются удары раскрытой ладонью, удары ногами бьются по верхнему уровню с вращением, что предъявляет возрастающие требования к растяжке и координации.

Болевые заломы из арсенала боевого самбо (боевые приемы борьбы сотрудников правоохранительных органов) изучаются в полном обьеме. Рычаг кисти внутрь и наружу, рычаг локтя внутрь и наружу, загиб руки за спину. Они готовятся ударами и пригодны как для нападения, так и для защиты от различных атак — захватов, обхватов, ударов вооруженных и невооруженных.

Инстинкт познания нового реализуется через овладение широко известным, но мало изучаемым, в силу сложности работы с ним, оружием-нучаки. «Палки на веревке» элегантны, техника их интересна и крайне эффективна. Они настолько закреплены в массовом сознании как «бренд» боевого искусства, что просто диву даешься как мало их изучают. Людей реально ими владеющих, за многие годы, Автор видел 2-х и это в большом городе «напичканном» школами, секциями, клубами.

«Крутят нучаки» многие, но крутить мало, капризные палки чаще опаснее для «крутильщика», нежели для врага. Неизбежный у секционного оружия рикошет быстро отбивает руки и желание заниматься.

Всерьез заниматься — это понятие ступенчатого, поэтапного освоения оружия.

1. Этап выставления формы. Работа на воздух стоя и в движении. Известный всем этап, дальше которого практически никто не выходит. Красиво, экзотично можно блистать в цирке и на фестивалях боевых искусств.

2. Этап наполнения формы, когда удары ранее опасные для Вас, становятся опасны для противника. Это работа на снарядах (предметах). Отработка и наработка ударов и их комбинаций (серий) на боксерских мешках, манекенах, столбах, столах, деревьях (на чем не жалко). Это период травм и борьбы с рикошетом.

Автор собрал все книги по нучаку на русском языке и только в книге «Круги на воде: Окинавское Кобудо в современной жизни» В. Хорева обнаружил упоминание о проносном ударе при работе на предметах. Не понято почему но этот единственный способ не покалечить себя, больше нигде не описан. Подлая мыслишка, что другие сами никогда не отрабатывали предлагаемые ими техники на предметах, регулярно изгоняется Автором, но упорно возвращается снова. Могу поделиться горьким опытом наработки.

Готовы? Внимание! Удар надо наносить тянущим кистевым движением в направлении удара, при этом не разбивать, а рассекать цель, удар напоминает по ощущению удар кнутом. Попробуйте и через пару недель вы сможете безопасно для себя отлупить боксерский мешок.

3. Этап понимания. Работа с партнером. Берем в руки безопасные нучаки и аккуратно бьем сначала стоящего, а потом двигающегося партнера. Крайне желательно защитное снаряжение — шлем с закрытым лицом, в крайнем случае шапка — ушанка, ватник — бушлат.

4. Этап использование в бою. Вольный спарринг безопасными нучаками в защитном снаряжении.

Мощный боевой потенциал, компактность, доступность материала и простота изготовления, сделали нучаки любимым оружием Автора.

На ступени «стихии Воды» безоружный спарринг проводится сначала медленно- как «битва в киселе», с использованием ударной и бросковой техники, с обязательным преследованием в партере с добиванием или нейтрализацией болевым заломом, удушением.

«Стихия Огня». Ступень доступная немногим подвижникам и по-хорошему сумасшедшим. Для людей построивших и живущих в 2-ой реальности. Это уже не мордобой, это — Боевое искусство! Ударная база в стойке выставлена полностью. Изучаются удары в нестандартных двигательных ситуациях «в прыжке — отсутствие опоры, с земли — ее переизбыток» (Д. Медведев). Удары в прыжке сложны, но доступны. Удары ногами с земли известны значительно меньше. Система качественно их прорабатывающая, при этом экзотическая и зрелещная недавно взорвала звуками дикарской музыки российский рынок боевых искусств.

Капоэйра. Ее эстрадный вариант несколько лет назад покорил танцевальные площадки «нижним брейк — данцем». Задействованы практически все мотивации: познание нового — экзотично, музыкально, пластично; стремление к самосовершенствованию — колоссальная нагрузка на все группы мышц, атлетизм и акробатика; самоутверждение — сравнительно безопасная работа в кругу — «рода». Боевое применение чистой Капоэйры весьма условно, но отдельно взятая техника Капоэйры — Ангола может быть основой боя на земле.

Изучение бросковой техники идет по интегральной схеме ИСРБ Д. Медведева: после проведения ударной серии берется захват и сочетанием болевого залома (в т. ч. за голову) с корпусным броском или подножкой, противник переводится в партер, где преследуется добиванием, удушением или болевым контролем. За основу взяты броски Хапкидо и ударно — бросковые приемы пенчак-силат.

Приемы защиты от нападения с ножом изученные на 1-ом уровне, дополняются 5-ю динамически сложными, но крайне эффективными и эффектными комбинациями пенчак-силат сапик-кало Изучается 12 приемов палочного боя — палка против палки.

«Стихия Воздуха» — удел мастеров. Это искусство эффективности. Выработанный годами самоконтроль и контроль противника, позволяет уверенно решать вопросы тривиальной защиты и нападения с использованием наработанной на предыдущих ступенях техники. «Убивать надо изящно» — фраза как- то сказанная тренером по рапирному фехтованию, — девиз ступени. Тут нет учеников, учатся Мастера, учатся решать проблему агрессии быстро и страшно. За счет самоконтроля и контроля не только изучаются, но и отрабатываются техники уничтожения и калечащие воздействия на критические точки тела.

Инстинкт познания нового реализуется через изучение базовой техники дзю-дзюцу Ягю-шинган-рю, отличающейся универсальностью своих приемов. Они унифицированы под практически любую атаку и одинаково исполняются как голыми руками, так и с использованием подручного короткого оружия.

Инерция движения противника используется в изучаемых на высшем уровне инерционных бросках Ай (хап) ки (бу) до. Подробно останавливаться на их рассмотрении нецелесообразно. За 14 лет изучения и 12 лет преподавания Айкидо Автор пришел к выводу, что кокю-наге Айкидо и ва-но-сейшин Айкибудо настолько же просты технически, насколько сложны в выборе момента применения. Их реальное выполнение — каприз мастеров.

Изучается ножевой бой (нож против ножа).

Предложенная версия «боевого искусства 4-х стихий» по мнению Автора удовлетворяет 4 мотивации занимающихся и представляет собой Путь развития тела, интеллекта, воли и духа .

Таблица №3.

Техника боевого искусства 4-х стихий

Уровни стихий Основа техники
Удары
Борьба
Оружие
спарринг
руки ноги стойка партер защита нападение
Земля тайбокс, дзю-до (самбо) кулаком, локтем коленом, голенью, стопой на среднем и нижних уровнях корпусные броски, подсечки, подожки удержание, удушение, болевые заломы, добивания болевыми заломами Палкой, ножом ударный
Вода боевое самбо ладонью стопой по верхнему уровню с разворотом вращением болевые заломы нунчаки Ударно-бросковый с преследованием в партере; нучаками.
Огонь хапкидо пенчак-силат капоэйра в прыжке локтем в прыжке- стопой, коленом; с земли- стопой, голенью болевые заломы в сочетани с корпусными броскамии бросками ногами броски ногами из партера Палочный Бой Удар + бросок (болевой залом) с преследованием в партере Рода капоэйры
Ударно-бросковы й пенчак-силат
Воздух дзю-дзюцу (Ягю-шинган-рю) Айкибудо
Ягю-шинган-рю
Ножевой бой
пальцевые воздействия на критические точки тела Инерционные броски

17.01.2005 г.

Бакунин А. О.

«Боевое искусство 4-х стихий»

4760096@mail.ru г. Краснодар.

Микробудобиография.

В школьные годы дзюдо. Травма плеча. Взрослая жизнь — учеба, работа, семья. В 1990 пришел в Айкидо, тогда оно было всестиливое и всеядное — «Мы все учились понемногу: чему-нибудь и как-нибудь» у любых доступных мастеров (Матвеев, Мартуффи, Врачаревич и д.р.). 1992 — 1кю Айкикай. С 1993-своя группа Айкидо. Поэтапное изучение (с учениками) Айкикай, Ёшинкан, Реального Айкидо. Понимание — а) отсутствия принципиальной между ними разницы и б) желания учеников аттестоваться, привело в 1999 к Айкибудо с Катори Шинто Рю. Соблюдая приличия пришлось сдавать самому, в 2003г. — 1 Дан Айкибудо с Катори Шинто Рю. Параллельно долго и тщательно — Ката Кодокан дзюдо, Школа Д.Ю. Медведева; курсами — бокс, капоэйра. Оружие — меч, палки (разные), нож, нучаки. Служба в правоохранительных органах (подполковник) и соответственно неизбежное боевое самбо (специалист 1 класса). С 2004 аппробация собственного БИ 4-х стихий, параллельно Айкибудо с Катори Шинто Рю.

Информация