Был ли St. John the Baptist первым баптистом?

Был ли St. John the Baptist первым баптистом?


Был ли Предтеча Господень первым баптистом?
И обратно: являются ли баптисты последователями
св. Иоанна Крестителя?

Был ли St. John the Baptist первым баптистом?

Был ли Предтеча Господень первым баптистом?
И обратно: являются ли баптисты последователями св. Иоанна
Крестителя?

На сайте «Баптисты России», созданном «с целью просвещения нашего
народа и развенчивания мифов о баптистах», в статье
«Предшественники баптистов» заявлено:
«Если искать в Библии названия современных конфессий, то мы не
найдём там таких понятий, как «православный», «католик»,
«протестант», «лютеранин», «методист» и др. Зато в Библии мы
встречаем баптиста
– Иоанна Крестителя, предтечу Иисуса
Христа, который в оригинальном тексте Библии, то есть на греческом,
так и называется – Иоанн Баптист».

Таким образом, ни православные, ни католики, ни… и т.д. не
имеют оснований ссылаться на свои библейские корни. Основание
библейской подлинности баптисты обнаруживают только для себя:
первым баптистом был Святой Иоанн Креститель (St. John the Baptist,
англ.), Предтеча Господень. Канонизирован Церковью не позднее 472
г. (Рим), — это первое письменное упоминание Иоанна как
прославленного Церковью святого.

Кроме Иоанна Предтечи, было немало в истории и других Иоаннов
Баптистов.
1. Иоанн Баптист, блаженный
Родился в 1469 г. в Фабриано (между Перуджей и Анконой, средняя
Италия) в дворянской семье. Он стал священником и в 1484 г. вступил
в Форано в орден францисканцев. Позднее он жил как отшельник близ
Купрамонтана. Католик.
2. Фердинанд III, Фердинанд Иосиф Иоанн Баптист Габсбург (Ferdinand
Josef Ioann Baptist Habsburg) (6.5.1769, Флоренция —
18.6.1824, там же), эрцгерцог Австрийский, фельдмаршал
(1792). 2-й сын Леопольда I Тосканского и дочери испанского короля
Карла III, брат императора Франца I.
3. Святой Иоанн Баптист Сальский
Также известен как John-Baptist de la Salle. Родился в Реймсе,
Франция, 30 апреля 1651 г.; умер в Руане, Франция, 7 апреля 1719
г.; канонизирован Папой Львом XIII в 1900 г. Католик.
4. John Baptist Luo Wen
«После 15-суточного содержания под стражей был освобожден
католический священник, обвиненный в проведении незаконного
сборища — Иоанн Баптист Ло Вэнь».
5. Давид Иоанн Баптист (David; 1801—1866) — фламандский
филолог, был профессором в Лувенском университете,
принадлежал к духовному званию (?). Написал массу руководств по
грамматике, орфографии, истории литературы.

Список можно продолжать. Понятно, сколько бы ни было человеков с
именем Иоанн Баптист, не в имени дело. Ведь не называют же баптисты
России своим предшественником св. Иоанна Баптиста Сальского, для
именования которого католиком нет основания в Библии.

Имя «Иоанн Баптист» что-то должно для наших баптистов обозначать,
символизировать, раскрывать смысл. В чём же состояло служение
Предтечи Господня Иоанна? Что он положил в основание баптизма? Чем
его крещение отличалось от Крещения Христова?

Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, IV в., «К
новопросвещенным».

Никто да не думает, что крещение есть благодать оставления
только грехов, … Напротив, мы точно знаем, что оно как служит
очищением грехов и сообщает дар Св. Духа, так бывает и верным
изображением Христовых страданий. Посему-то и Павел, недавно
взывая, сказал; «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во
Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним
крещением в смерть…». (Римл. 6:3,4)… Посему да познаем, что
все, что ни претерпел Христос, пострадал Он ради нас и нашего ради
спасения на самом деле, а не в воображении, и мы делаемся
причастниками Его страданий
… Во Христе истинная была смерть,
душа Его действительно разлучилась с телом и погребение было
истинное… Но в нас смерти и страданий одно подобие, спасение же
не подобие, а самая действительность.

Во Христа крестившись и во Христа облекшись (Гал.3:27), соделались
вы сообразными Сыну Божию (Рим.8:29), потому что Бог,
предопределивший нас в усыновление (Еф.1:5), соделал нас
сообразными славному телу Христа (Фил.3:21). Посему, став
причастниками Христовыми (Евр.3:14), справедливо называетесь
помазанниками… Помазанниками же соделались вы, приняв
изображающее Святого Духа
. И все над вами совершено в образе,
потому что вы образ Христов, Как Христос, омывшись в реке Иордане и
сообщив водам благоухание Божества, вышел из вод, и было на Него
существенное наитие Духа Святого (потому что подобное почивает на
подобном), так подобно и вам, исшедшим из купели священных вод,
дано миропомазание, изображающее собою то же самое, чем помазан
Христос
. А это есть Дух Святой… Ибо Христос не от
человека и не елеем или миром телесным был помазан, но Отец,
предопределивший Ему быть Спасителем целого мира, помазал Его
Духом Святым
… И как Христос действительно был распят, и
погребен, и воскрес, а вы сподобились в крещении уподобительно
быть с Ним распятыми и погребенными и воскреснуть, так и в
рассуждении миропомазания
: Он помазан духовным елеем радости,
то есть Духом Святым, который именуется елеем радости, потому что
есть причина духовного радования, а вы, приобщившись Христу и став
Его причастниками, помазаны миром.

Приступи ко крещению не так, как к воде простой, но как к
духовной благодати, с водою даруемой
.

Но баптисты не признают в Святом Крещении Таинства вхождения в Тело
Христово, не признают в Миропомазании Дара Духа Святого…

Слово авторитетным баптистским источникам: “Крещение
символизирует покаяние и прощение грехов (Деян. 2,38;
22,16), — пишет Ч. Райри, — соединение со Христом (Рим. 6,1-10),
начало пути ученика Христа (Мф. 28,19). Крещение знаменует начало
христианской жизни” (хотя само по себе оно не производит ни
прощения грехов, ни всего другого, что перечислено выше).

“Водное крещение и вечеря Господня… не являются
таинствами
, но установлениями. Они сами по себе не сообщают
благодати
. Они суть внешние символы” (“Основные
принципы веры евангельских христиан-баптистов”)

Павел Рогозин: «крещение — наше публичное свидетельство пред людьми
и пред Богом о том, что… мы нашли спасение«. Он же: «Я
даже не допускаю мысли о возможности исправления своей ветхой
греховной натуры».

Г.К. Тиссен: “В крещении… не наблюдается особых проявлений
благодати”. “Оно есть торжественное обещание Богу
доброй совести
, а также видимый знак веры”
(“Исповедание веры Одесской Богословской Семинарии
Евангельских христиан-баптистов. 1993г”).

Баптистские богословы не одиноки, их паства вторит им: «Для нас
крещение — это просто обряд, внешнее выражение того, что уже
произошло
. Наш пастор на занятиях с готовящимися креститься
часто говорит, что если вы покаялись, то вы уже спасены, уже в
церкви
(какой?!), вам уже прощены грехи, вы уже во Христе.
Крещение — это лишь только присоединение к поместной церкви
(какой?!) и «обещание Богу служить доброй совестью«.

Действие Духа Божия (т.е. Таинство), безусловно, ими отвергнуто, а
обрядность осталась. Формы и действия остались полыми, без
содержания
. Так не назвать ли им себя в таком случае
«безблагодатными погруженцами»?..

Об «обещании доброй совести» разговор отдельный. Если у человека
есть эта самая «добрая совесть» и он её Богу «обещает», то зачем
ему спасение? Читаем I Петра: «Егоже воображение ныне и нас
спасает крещение, не плотския отложение скверны, но совести
благи вопрошение у Бога
, воскреснием Иисус Христовым, иже есть
одесную Бога, возшед на небо, покоршымся ему ангелом и властем и
силам
». То же и в греческом варианте: «вопрошение», просьба.
Современники ап. Петра нуждались в доброй совести, просили её у
Бога, а наши баптисты и так имеют её, и от избытка, вероятно,
торжественно обещают и с Богом поделиться.

Если баптист приходит к купели потому, что он уже со Христом, то
православный крестится потому, что желает жить со Христом теснее.
Баптист актом крещения свидетельствует о том, что здоров.
Для православного Крещение — это путь к исцелению, лекарство,
необходимое для воссоздания первобытного единства с Богом
.
Баптистское богословие различает в крещении главным образом три
основных элемента: покаяние, обещание Богу, свидетельство о своей
вере. Всё это, присутствует и в православном учении о Крещении:
«Покаяние имеет начало, но не имеет конца», оно не одномоментный
акт, а процесс, жизнь; об обещании того, чего не имеем, см. выше;
принимающий православное Крещение верить обязан. Для православных
это служебные моменты, необходимые для принятия особого
Дара
. Главное же в крещении – тот Дар Святого
Духа
, о котором говорит ап. Пётр (Деян. 2,38). Для баптистов
условия принятия Дара, подаваемого в крещении, становятся его
смыслом. Остальное отрицается. Таким образом, по православному
мнению крещение у баптистов остаётся бездарным. Богу
«трудно» преподать дар там, где его совсем не ждут. Ничего
особенного в Таинстве, установленном Христом, баптисты не
обнаруживают, исследуя Писание.

Итак, что мы выяснили: баптистское крещение – не Христово.
«Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк
1.8). В баптистском крещении есть только вода, Дух отрицается, не
испрашивается, не ожидается
.

Насколько же баптистское крещение совпадает со смыслом иоаннова
крещения? Вспомним: оно не только не присоединяло к Церкви
Христовой, но и не требовало веры во Христа-Спасителя.

«До очевидности сие представляет один случай, бывший в Ефесе во
время апостольскаго там действования св. Павла. Пришедши в Ефес,
Апостол встретил там двенадцать человек верующих и спросил их:
приняли ль вы Духа Святаго, уверовавши? Те отвечали: мы и
не слыхали, что есть Дух Святый
. Как же вы крестились, спросил
св. Павел? Иоанновым крещением, отвечали те. Тогда св. Павел
объяснил им, что Иоанново крещение было только приготовлением к
вере в Господа Иисуса Христа; за тем, огласив их полнее
евангельским учением, окрестил христианским крещением — по крещении
возложил на них руки — и они прияли Духа Святаго. Видишь — крещение
особо, и возложение рук особо — и дар Духа Святаго только по
возложении рук?! Возложение рук Апостолы заменили потом
миропомазанием, которое и предали преемникам своим, как таинство,
дар Св. Духа подающее верующим. Оно и действует теперь во св.
Церкви
». Свт. Феофан Затворник.

Еп. Касиан (Безобразов) «Христос и первое христианское
поколение»

«Образ Иоанна, сохраненный в Евангелии, есть образ пустынного
подвижника. Проповедь его звучала в пустыне (Мф. 3:1, Мк. 1:4), и
его аскетическая внешность: одежда из верблюжьего волоса, на
чреслах, — кожаный пояс, пища — акриды и дикий мед (Мф.
3:4, Мк. 1:6), носила суровую печать пустыни. Но аскетизм Иоанна
был строго иудейский. Он отвечал тому, что Ангел Господень
предсказал о нем его отцу, священнику Захарии (Лк. 1:15). Мы узнаем
в этих чертах исполнителя строгого назорейского обета»
«Он был проповедник покаяния, сопровождавшегося исповеданием грехов
и скреплявшегося крещением (Мф. 3:2-6, Мк. 1:4-6, Лк. 3:3).
Крещение, как запечатление покаяния, имело символическое
значение омовения»
(там же).
«Крещению Иоаннову не было присуще сакраментальное
значение
. Оно имело своею целью прощение грехов (Мк. 1:4, Лк.
3:3), но сам Иоанн прощения не давал. Это вытекает из того, что к
Иоанну устремлялись не только народные массы, но и руководители
иудейской религиозной жизни (ср. Мф. 3:7): для фарисеев слово
Христово Капернаумскому расслабленному: “прощаются тебе грехи
твои”, звучало непереносимым кощунством, потому что, в глазах
фарисеев, право прощения грехов принадлежало исключительно Богу
(Лк. 5:20-21 и паралл.). Если и они текли к Иоанну, значит, Иоанн
прощения не давал. Крещение Иоанново и не было самоцелью.
Оно было средством. Иоанн сознавал себя, как Предтеча. Его
служение должно было явить Мессию, подготовить народ к принятию
обетованного Спасителя (Ин. 1:31, ср. Лк. 3: 3-6, 15-17, Мк. 1:1-8,
Мф. 3:1-3, 11-12). Прощение грехов было делом Мессии. Иоанн к
пришествию Мессии готовил народ покаянием»
(там же).

Проповедь Иоанна сопровождалась призывом к плодам покаяния (Лк.
3:7-9, ср. Мф. 3:7-10).

«Правда, которую исполнял Христос, принимая крещение Иоанново,
была правда Ветхого Завета. Обетованный Мессия являл связь
утверждаемого Им Нового Завета с Ветхим Заветом. Принимая крещение
покаяния, Он выражал Свое единение с народом, грехи которого Он
брал на Себя. Но Крещение Господне имело и другое, более
существенное, значение. В крещении Господнем совершилось явление
Триединого Бога: Крещение Сына, глас Отца, сошествие Духа
(Мф. 3:16-17, Мк. 1:9-11, Лк. 3:21-22)»
(там же)

Чему же научил наших баптистов Иоанн Креститель? Готовить себя
через покаяние к пришествию Господа, к Богоявлению? Но почему в
таком случае после Богоявления его подготовленные ученики
(баптисты) не крестятся Христовым Крещением с принятием Дара? Всё
ещё готовятся? Или не считают Христа Мессией и Богоявление отрицают
(не на словах, по факту)?

***

Ученики Иоанна Крестителя действительно существуют до сих
пор
. Это секта в Месопотамии, состоящая из нескольких сотен
человек, которые почитают Иоанна Крестителя великим пророком; но не
признали в Иисусе Мессию, то есть, не признали в Иисусе Пришедшего
спасти мир. Они до сих пор ждут Спасителя. Совершают
ритуальные омовения в Иордане, как Иоанн крестил, так и они
погружаются, и сохраняют многие и многие предания,
относящиеся к жизни Иоанна Крестителя. Такая секта была и в те
времена, когда составлялись Евангелия. Таким образом, секта эта
имеет те библейские корни, на которые ссылается сайт «Баптисты
Росси», отождествяя себя со св. Иоанном.

Так, значит, вот кого имеют в виду наши баптисты! Вот кто они,
настоящие последователи Иоанна Крестителя!

И наконец: мы получили объяснение, откуда пошло есть баптистское
монашество. Ведь монашеский характер всего Иоаннова обличья —
физического и духовного — сомнению не подлежит. Он жил в пустыне в
посте и безбрачии, его призыв к покаянию и провозглашение близости
Царствия Божия представляют собой типично монашескую тему
эсхатологического ожидания, которую мы впоследствии находим и в
учении Иисуса Христа
. (см. Иоанн Мейендорф «Введение в
святоотеческое богословие»)

Так оправдывается цель деятельности сайта «Баптисты России»: с
одним из мифов мы можем теперь смело расстаться. Баптисты России
– это заблудшие последователи св. Иоанна Крестителя, Предтечи
Господня, а вовсе не христиане.

Или всё-таки это ещё одна мифическая тень на баптистский плетень? А
может быть, баптисты сами плодят эти мифы? В мутной воде
неопределённости можно поймать не один миф. И тут же от него
отказаться для пущей неясности.

Без рубрики .