Дабы в стране не случилось какой внезапной коррупции, своевременно
было принято законодательство, регулирующее закупки за казенный
счет. И чиновники владеют этим законодательством виртуозно.
Посмотрим, например, как они покупают автомобили.
Дабы в стране не случилось какой внезапной коррупции, своевременно
было принято законодательство, регулирующее закупки за казенный
счет. И чиновники владеют этим законодательством виртуозно.
Посмотрим, например, как они покупают автомобили.
Логичные решения
Логика Закона прозрачна: если для исполнения служебных обязанностей
должностному лицу что-то нужно, то оно, лицо это, излагает разумные
требования в конкурсной документации. А уж поставщики предлагают
свои товары, которые удовлетворяют поставленным условиям.
Например, нужен заповеднику «Брянский лес» патрульный автомобиль. В
«техзадании» к аукциону прямо указано, для чего машина требуется:
«для патрулирования, доставки людей и противопожарного оборудования
к местам лесных пожаров, проведения необходимых противопожарных
работ, связанных с предупреждением и тушением лесных пожаров, а так
же использования для локализации и ликвидации возгораний в сельских
населенных пунктах и на объектах народного хозяйства».
И требования к ней соответствующие: грузопассажирский
автомобиль со сдвоенной кабиной, повышенной проходимости, 4х4,
дорожный просвет не менее 205 мм, глубина преодолеваемого брода
не менее 70 сантиметров.
Дополнительное оборудование тоже вполне соответствует задачам: бак
для воды, мотопомпа для подачи воды в пожарные рукава,
противопожарные ранцы, лопаты, топоры.
Или, например, собирается брянская «Скорая помощь» потратить к
февралю будущего года более 40 миллионов на 30 автомобилей. И
требования к ним, опять же, разумные: соответствующие габариты,
«мигалки», дефибриллятор, «чемодан врача» со всем необходимым
от тонометра до спринцовки.
Все опции для работы чиновника
Но вот управление автомобильных дорог Брянской области тоже
собирается приобрести автомобиль. Понятно, что ни воду к лесному
пожару, ни больных в стационар эта машина возить не будет. Станет
возить авто самих чиновников. А раз так, то и требований к ней
должно быть меньше, так ведь? Ну что ж, почитаем.
Первым делом дорожные чиновники указывают: «Наименование и
страна-производитель указывается поставщиком». Мол, нам все равно,
что за модель лишь бы ездила. И после такого разумного,
взвешенного начала следует неожиданное продолжение. Почему-то для
исполнения служебных обязанностей дорожникам требуется авто особой
гаммы: серый «Natural» металлик, серебристый «Perlam» или черный
«Deep». Видимо, иной цвет мешает строить и ремонтировать
дороги.
Но дальше возникает еще более интересное требование: в авто для
перевозки чиновников обязательно должны быть стеклоочистители «Aero
blade», сугубо светодиодные задние фонари, система автоматического
выравнивания высоты кузова и панорамная крыша с люком! Какой именно
пункт должностных обязанностей поможет выполнять «Aero blade» и
панорамная крыша не понятно.
Однако, слуги народные из управление автомобильных дорог на этом не
останавливаются. Оказывается, абсолютно необходимо для работы,
чтобы козырек над панелью приборов был отделан кожей, а двигатель
запускался кнопкой.
Это не мечты капризной блондинки, которая клянчит машину у
щедрого «папика», это официальные требования в официальном
документе. Если поставщик предложит авто без «Aero blade», он не
будет допущен к аукциону, как не выполнивший требования.
И вдруг оказывается, что аукцион-то «заряженный», что под его
условия «Логан» и «Гранта» не подходят. А чиновники хотят потратить
бюджетные деньги ни на что иное, как на Kia Sorento. Завтра они нам
скажут, что на ремонт дорог нет денег, а пока готовы заплатить 1
371 000 за тележку для перевозки себя, любимых.
Самая сложная профессия
Автомобиль, приобретаемый за казенный счет, должен соответствовать
своей функции. Он – не игрушка, он часть государственного
механизма, обеспечивающий работу той или иной службы. И по его
характеристикам можно сразу понять его предназначение. Давайте
вместе догадаемся, чем поможет стране и региону машина, аукцион на
поставку которой уже открыт.
Итак, посмотрим технические требования. Задние подголовники,
регулируемые в шести направлениях! Вероятно, авто будет возить
того, у кого голова за Брянщину болит.
Встроенный музыкальный сервер 9,3 Гб, 6-канальный усилитель с
цифровой обработкой сигнала , 11 динамиков. Филармония? Передвижной
концертный зал?
Ионизатор в системе климат-контроля с кнопкой включения очистки
воздуха. «Скорая помощь» для аллергиков?
Поддержка для ног Ottoman с электроприводом для сиденья переднего
пассажира. «Скорая помощь» для инвалида?
Крышка подстаканников на центральном заднем подлокотнике с отделкой
деревом. Бежевый интерьер, вставки цвета коричневого дерева,
сиденья кожа. Дезодорирующий элемент в системе фильтрации
воздуха, DVD-проигрыватель… Это из документации аукциона на
поставку автомобиля для нужд Управления Федерального казначейства
по Брянской области.
Для исполнения каких профессиональных обязанностей нужна такая
машина? И почему за нее готовы заплатить 1 429 230 бюджетных
рублей? В казначействе уверены, что казна полна? И машина может
быть не средством передвижения, а роскошью?
Причем, понятно, что под столь конкретные и замысловатые требования
«Калина» или «Матиз» не подойдет, даже если в них отделать
подстаканники натуральным деревом. Буква Закона не нарушается
просто предъявлены требования, разумно исходящие из
функционального назначения автомобиля. Но вот исполняя эти
требования, ничего кроме Nissan Teana в топовой комплектации не
предложишь. Но, вероятно, это просто случайность…
…А больше всего умиляет обязательное, зафиксированное в
официальном документе требование о максимальной скорости не
менее 210 км/ч. В стране, где максимальная скорость на
автомагистралях ограничена значением в 110 вм/ч, подобное
«техническое условие» выглядит как признание в нарушении ПДД или
как откровенная издевка.