В уходящем году российский бизнес вывез из страны незаконно
почти 500 млрд рублей, якобы в оплату за экспорт товаров из
братских республик, которых на самом деле не существовало в
природе, сообщила Счетная палата (СП) России. На днях ту же тему
поднимал Центробанк, который тоже фиксирует многомиллиардные схемы
вывода капитала из России под предлогом фиктивных поставок товаров
из стран Таможенного союза (ТС). И если в прошлом году говорилось
лишь об использовании для незаконного вывода денег канала в
Белоруссию, то теперь к этому активно подключился другой участник
ТС — Казахстан.
В уходящем году российский бизнес вывез из страны незаконно
почти 500 млрд рублей, якобы в оплату за экспорт товаров из
братских республик, которых на самом деле не существовало в
природе, сообщила Счетная палата (СП) России. На днях ту же тему
поднимал Центробанк, который тоже фиксирует многомиллиардные схемы
вывода капитала из России под предлогом фиктивных поставок товаров
из стран Таможенного союза (ТС). И если в прошлом году говорилось
лишь об использовании для незаконного вывода денег канала в
Белоруссию, то теперь к этому активно подключился другой участник
ТС — Казахстан.
Федеральная таможенная служба (ФТС) в ответ на это лишь разводит
руками, ссылаясь на отсутствие единой базы данных о поставках
товаров в рамках ТС и недостаток контроля за «серыми схемами»
вывоза капитала.
Как говорится в сообщении СП: «В 2012 году сохраняется ситуация с
невозвратом в Российскую Федерацию денежных средств, переведенных в
зарубежные кредитные учреждения за неввезенные товары.
Невозвращенные денежные средства превысили сумму, эквивалентную
492,9 млрд рублей. При этом действующим законодательством не
предусмотрена возможность привлечения к уголовной ответственности
лиц, не осуществляющих возврат валюты Российской Федерации в случае
неисполнения внешнеэкономических контрактов, в порядке, аналогичном
установленной уголовной ответственности за невозврат иностранной
валюты».
То есть, в переводе с канцелярского языка на русский, отечественное
законодательство не предусматривает уголовного наказания для
предпринимателей за вывоз денег из страны в уплату по липовым
торговым контрактам, если они вывозятся в российских рублях. И
аудиторы СП могут сколько угодно отслеживать «серые схемы», но к
уголовной ответственности бизнесменов можно привлечь только за
вывоз иностранной валюты, а рубли – вези – не хочу.
Казахский «план» и белорусский транзит
Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества
(ЕврАзЭС) является формой торгово-экономической интеграции трех
бывших республик Советского Союза — Белоруссии, Казахстана и
России. Подписание договора о создании ТС состоялось в октябре 2007
года в городе Душанбе. Основываясь на договоре об учреждении
ЕврАзЭС, три страны подписали соглашение о создании единой
таможенной территории. Было решено, что остальные страны ЕврАзЭС
будут присоединяться к ТС по мере своей готовности. На саммите
ЕврАзЭС 19 декабря о своей готовности вступить в ТС уже объявил
президент Таджикистана Эмомали Рахмон, следующая на очереди
Киргизия.
Как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, после того, как
Россия, Белоруссия и Казахстан объединились в ТС, товарооборот
между ними вырос на 30-40 %, а единый рынок стран составил 165 млн
человек. Однако благие цели облегчения торгово–экономического
сотрудничества братских республик, как это часто бывает в России,
обернулись ростом криминала. При этом незаконные движения денежных
средств через границы прикрываются операциями «ложного
импорта».
Российские контрагенты якобы приобретают товары в Белоруссии и
Казахстане и переводят через банк деньги на их оплату, но товары в
Россию не поступают. В Белоруссии российские рубли обмениваются на
валюту по выгодному курсу, ведь не секрет, что рубль за границей
России стоит заметно дороже. Потому что Центробанк искусственно
занижает внутренний курс национальной валюты, чтобы создать
выгодные условия для отечественных экспортеров нефти и газа, чтобы
они могли обменять свою валютную выручку на большее количество
рублей. А валюта потом уходит из братской республики транзитом в
«братские» оффшоры Кипра, Швейцарии и Британских Виргинских
островов.
В Казахстане ситуация несколько другая, там рубли идут на покупку
китайского контрафакта, который потом ввозится в страну
контрабандой, а также для оплаты наркотрафика, ведь казахский
«план» — местная марихуана, широко торговался еще во времена
позднего СССР.
«Граница с Казахстаном в степях практически открытая, она
составляет сотни километров, и контролировать ее пограничники
просто не могут физически, — рассказал «СП» южноуральский
предприниматель Павел Рекунов. – Кроме того, контрабанда и
наркотрафик идут по соседству, через оренбургские степи: там этот
бизнес контролируют казаки, а работают «рабы», которых набирают из
местных бомжей. Хотя, это дело поставлено с размахом – во
всех направлениях, достаточно вспомнить задержание экспедитора
компании «Алтын-золото» в январе 2009 года, которого поймали, когда
он
60b3
пытался пересечь границу Тюменской области на санях, запряженных
лошадью, и вез 40 кг контрабандных золотых украшений».
«А китайский контрафакт в основном попадает на прилавки рынков
Челябинской области, в том числе и Магнитогорска, — продолжает
предприниматель. — Конечно, сейчас не такая ситуация как в начале
«нулевых», когда 90% товара на магнитогорском базаре было
контрабандным, но процент тоже значительный. Видимо поэтому
незаконно вывезенные российские рубли в Казахстане находят все
большее применение, чем в Белоруссии – здесь они работают и
дают прибыль. К тому же, этот канал используется и для отмывания
криминальных денег, в общем, вариантов много».
И условия Таможенного союза для этого благодатные: на границах трех
государств таможенные службы используют упрощенный порядок
перемещения товаров, который предполагает, что на них оформляются
не грузовые таможенные декларации, а лишь товарно-транспортные
накладные (ТТН), подлинность которых, а значит, и реальность
поставок товаров проверить весьма затруднительно. Вот и получается,
что переводить рубли через границу можно абсолютно спокойно: и ФТС
не проверит, и уголовной ответственности нет, и даже если поймают
– не посадят.
Таможня не дает «добро»
Другая причина такой ситуации в том, что статистика взаимной
торговли России со странами-участницами ТС отражает лишь половину
реального товарооборота, сообщила на саммите замруководителя ФТС
Татьяна Голендеева. По ее словам, только 50% компаний, участвующих
во взаимной торговле России, Белоруссии и Казахстана, подают
статистические данные в службу. «Какие товаропотоки идут из
Белоруссии в Россию, из России в Белоруссию, в Казахстан и так
далее, увидеть практически невозможно», — говорит Голендеева.
«Когда мы узнаем, что хозяйствующий субъект не подал нам статформу,
то пишем письмо в Росстат, и тот должен потребовать с компании
штраф, но он смешной – максимум 500 рублей», — пояснила
замруководителя ФТС. Однако, по ее словам, пока не было еще ни
одного случая, чтобы Росстат потребовал с какой-нибудь компании
даже эти смешные деньги. «Мы не сторонники драконовских мер, но с
этой темой надо что-то делать», — заявила Голденеева на
саммите.
Когда во время создания ТС было отменено декларирование во взаимной
торговле, остро встал вопрос, что делать со статистикой. Тогда в
России было выпущено постановление правительства об учете объемов
торговли с Белоруссией и Казахстаном, но ФТС называет его «очень
неудачным». Потому что оно предусматривает добровольную, а не
обязательную подачу статистических форм, и практически нулевую
ответственность. ФТС постоянно предлагает правительству ужесточить
постановление о статистическом учете, но пока применение жестких
мер кабинетом министров не принимается и даже не поддерживается
Минэкономразвития.
В связи с этим Центробанк решил бороться с незаконными денежными
операциями, не дожидаясь правительства. В последнем номере
«Вестника Банка России» опубликованы «рекомендации» российским
банкам — уделять повышенное внимание операциям по оплате товаров,
ввезенных с территории Белоруссии и Казахстана российскими
резидентами. Центробанк сомневается в подлинности значительной
части документов, подтверждающих ввоз товаров в Россию с территорий
стран ТС, и утверждает, что под прикрытием «ложного импорта» из
России выводятся деньги с целью «уклонения от налогов, и отмывания
доходов, полученных преступным путем». Причем «казахские схемы» в
больших масштабах появились после того, как закрутили гайки по
«белорусским схемам», констатирует Центробанк. До этого ЦБ оценивал
«белорусские схемы» в несколько десятков миллиардов долларов, но
теперь, судя по данным СП, речь идет уже о сотнях миллиардов.
Банкам указано «обеспечить таким операциям повышенное внимание»,
однако, по словам экспертов, реализовать новые рекомендации ЦБ в
отношении Казахстана будет сложнее, чем с Белоруссией. Потому что у
Национального банка Белоруссии есть база данных по ТТН, а в
Казахстане этого нет, и проверить подлинность документов, по
которым ввозится товар из страны, будет непросто. В идеале для
этого должна быть создана единая база данных накладных ТС, но пока
об этом даже речи не идет. Поэтому российским банкам, чтобы
выполнить указания ЦБ, придется запрашивать у клиентов
дополнительные документы, подтверждающие, к примеру, отправку
товара, его хранение и тому подобное.
В результате многим банкам будет гораздо проще вообще не проводить
подобные операции, так как реальных механизмов контроля, как с
«белорусскими схемами», в отношении «казахских схем» от ЦБ они не
получили, а отвечать придется «по полной программе». Многие банки
просто не захотят рисковать лицензией, а станут тупо «резать»
трансграничные операции, чтобы не вышло себе дороже, говорят
участники рынка. И торговля в рамках ТС от этого может сильно
пострадать.
http://svpressa.ru/economy/article/62558/