Физика.

ученик в боевом искусствеВ спортзале адепт сталкивается с новыми, непривычными нагрузками и с протестами привыкшего к сидению за компьютером или телевизором тела. Каждому знакомо ощущение, когда на тренировке не хватает дыхания, гудят спина и руки, не хочется вставать с постели утром на ноющие ноги и так далее. Впрочем, все это со временем проходит. Тело адаптируется, скоростно-силовые характеристики повышаются, подтягивается живот и так далее. Естественно, перемены радуют и доставляют удовольствие. Приятно, что там говорить, показать девушке увеличившийся в объеме бицепс. Однако будем помнить, что цель прихода в спортзал все-таки не объем бицепса, в противном случае стоит пойти в обычную качалку, а обучение боевому искусству. Основным физическим качеством, которое необходимо ученику, будет не сила, не скорость, не выносливость и гибкость а… координация, или умение так согласовать мышцы тела, чтобы выполнить поставленную перед ним двигательную задачу, в нашем случае прием боевого искусства.

Задача эта, особенно в первый момент, более чем серьезная. Практически все приемы боевого искусства, что броски, что удары относятся к сложно координационным действиям. То есть для их исполнения нужно вовремя включить в работу и согласовывать большое количество групп мышц. Да простят меня любители атлетической гимнастики, это не жим штанги от груди, где все необходимые с точки зрения координации движения вполне умещаются в формулу сгиб-разгиб. Более того, если силовые или скоростные характеристики опережают координацию, учиться будет сложно. При излишнем количестве силы ученик пытается сделать прием не за счет техники (читай скоординированной работы всех мышц тела), а за счет тех групп мышц, которые у него наиболее развиты на данный момент. Так, как правило, перекачанные ребята пытаются бить удар за счет трицепса, разгибающего руку в локтевом суставе, а не за счет согласованного вложения руки, тела и ног в удар . При перевесе скоростных характеристик ученик торопится выполнить прием быстрее, чем тело может понять, что от него требуется. Как бы проскакивает многие важные моменты в технике. Замучился повторять на тренировке тривиальную истину – если не прием не получается, сначала сделайте его медленно, а лишь потом увеличивайте скорость. Когда в детстве мы учились писать, мы медленно выводили палочки – закорючки, а не строчили в тетрадке со скоростью стенографистки. Каждому ученику хорошо бы повесить над кроватью лозунг: основные враги координации — неумение расслабляться и торопливость в движении.

Информация .