Повторим еще раз основной вывод: реальность создается не внешними условиями, а внутренней установкой участников схватки, целью, с которой они вступают в бой. Дело за малым. Понять, что это за установка, приводящая к таким координальным результатам. Реальная схватка возникает в любых условиях тогда, когда задето что-то жизненно важное для одного из ее участников. Что? Критерий «жизненно важное» у каждого свой. Сколько людей, столько и вариаций, но общая черта в том, что вас или вашего вероятного противника задели за живое. Например, поставили под сомнение ваше умение драться (как в упоминавшихся выше примерах), попрали чувство собственного достоинства (истинное или мнимое) или, что более весомо, нагло отобрали деньги, пристают к вашей девушке и так далее. Дальше все зависит от квалификации и выдержки участников схватки. Мастер, отрешенно холодным взглядом окинув противника, трезво оценит ситуацию. Более эмоциональный человек, очертя голову, бросится в драку. Кто-то побежит искать что-нибудь тяжеленькое или остренькое или огнестрельненькое. Это уже детали. Важно то, что в голове и первого, и второго, и третьего сидит одна идея: любыми средствами сделать противнику как можно хуже за как можно более короткий срок.
К слову, если вас все-таки задели, то прежде чем начинать действовать, оцените, насколько мотив для вступления в схватку важен. Бой как вода, в которую вы прыгаете с трамплина: нырнуть легко, вылезти на берег сложно. Может лучше закончить дело полюбовно? Аплодисменты зрителей или решение судей зарабатывают не в реальных схватках, а на соревнованиях. Для крутости нужны зрители, а случайным свидетелям «до лампочки» вы и ваши приемчики. Они поторопятся смотаться с места происшествия как можно быстрее. Выглядеть суперменом перед самим собой — это уже, извините, нарциссизмом попахивает. Так что, прежде чем апеллировать к «кулачному праву», хорошенько подумайте.
Еще один важный вывод. Меньше верьте рекламным объявлениям о единственном, самом реальном, самом боевом стиле. Если реальность создается внутренней установкой и возникает в любых условиях тогда, когда задето что-то жизненно важное для одного из участников схватки, то, увы, в стенах спортзала регулярно моделировать реальную ситуацию невозможно. Сколько бы инструктор ни ужесточал условия боя и ни настраивал учеников на жесткий спарринг, он не может заставить одного из них задеть другого так, чтобы второй действительно захотел крови обидчика и тем более получил ее. Даже если кровопускание пройдет удачно, то ученики у подобного инструктора долго не удержатся. Никому не хочется, чтобы на тренировках его регулярно по-настоящему задевали, а тем более уродовали. Отдельные спонтанные случаи бывают, но обучение не делается отдельными ситуациями.
Закончить разговор о сценариях боя можно с того, с чего начали. Тренировочный процесс в любом зале действительно похож на театр, пусть и в меньшей мере, чем на экране телевизора. Вы можете набрать труппу талантливых актеров, которые вам сыграют сложнейшую пьесу с трагическим финалом. Сыграют, но от этого театр не станет жизнью, а главный герой не умрет в последнем акте. В театре он отправится за кулисы, а в зале в раздевалку. Если реальный бой на тренировке практически недостижимая абстракция, то какой смысл о ней говорить? У спортивной подготовки есть конкретная цель — соревнования. Для подготовки к реальной схватке нужно держать цель реального боя в голове. Постоянно помня об этом, боец может все свои действия оценивать с точки зрения не сиюминутного успеха в зале, а более глобально. Например, вы достали противника ногой в живот, и он отлетел на пару шагов. Это результат? С точки зрения настоящего боя нет. Если он действительно хочет драться (задели за живое), то его это только разозлит или насторожит. Результат был бы, если бы он согнулся от удара, потеряв дыхание. Вот тогда у вас бы была свобода действий от «навешать еще» до «смотаться поскорее». Другой пример. Вы бросили противника на пол. Психологически очень приятно. Он летит, с грохотом падает, а вы над ним «как памятник себе нерукотворный». Приятно, но и только. Особенно же славно будет, когда он начнет пинаться ногами или просто кувыркнется и встанет на ноги. Впрочем, подобные ситуации уже разбирались в статье «Цель боя или зачем мы деремся». Не будем повторяться.