Чем отличается боевое искусство от спорта? Мнения самые разные. Если спросить адепта позанимавшегося год-другой в залах, то он, скорее всего, скажет: «спорт это по правилам, а боевые искусства без». Ага! Значит, если я пальцем в глаз тыкаю, то это боевое искусство, а если боксерским свингом челюсть ломаю, то уже нет. Мнение человека с погонами — «боевым искусством занимаются специальные структуры, все остальные занимаются спортом». Правда тренирует господин с погонами в свободное от службы время… тех самых остальных. Хороший рекламный бренд получился. Еще вариант, но уже от человека в кимоно: «Спорт это единоборство голыми руками, боевое искусство включает в себя применение оружия». Хмм… а как же фехтование или стрельба? До этого момента вроде спортом считались. А наши деды — прадеды, поднимаясь в штыковую атаку, думали, что они идут в рукопашную. Ошибались, оказывается. На самом деле, они занимались боевым искусством. Мнение спортсмена с весомым количеством наград и кубков: «Приемы везде опасные, и грань между боевым искусством и спортом достаточно условная». И ведь прав где-то. Приемы спортивных стилей, однозначно, опасны, но, если люди разделяют одно и другое, значит, разница все-таки есть. Давайте же разберемся, что подразумевается под боевым искусством, и чем оно отличается от спорта.
Если говорить о боевых искусствах с точки зрения географии, то в первую очередь на ум приходит Китай, Корея, Вьетнам, Япония. В общем, дальневосточный культурный регион. Ни один другой регион земного шара не подарил миру такого разнообразия стилей и направлений, такого веера техник и такого количества приемов (пусть даже «90% из них разукрашенный джаз» как выразился однажды Брюс Ли), но размах все-таки поражает. Однако дело не только и не столько в количестве. В восточных стилях есть нечто, что выделяет их среди остальных боевых искусств мира, выводит на другой качественный уровень. То, что сделало их символом боевых искусств настолько, что употребляя данный термин мы, сознательно или подсознательно, представляем себе узкоглазого мастера в кимоно, а не донского казака в гимнастерке. Хоть, говоря по совести, свела бы судьба одного и второго на тесной тропинке, нашинковал бы казак шашкой этого мастера в капусту, что однозначно выражено в народном фольклоре: «С голой пяткой на шашку». Так почему именно Дальний Восток? Ведь люди сражались всегда и везде, начиная буквально с каменного века и до современного момента. И всегда находились уникумы, склонные собирать и классифицировать информацию, учить последующие поколения, постепенно создавая системы уничтожения своего ближнего оружием и голыми руками. Чем же отличается и что выделяет Восток среди остальных регионов планеты? Дело в том, что боевые искусства Востока представляют собой не просто системы приемов, а целостное мировоззрение, в своем роде своеобразную религию, меняющую характер взаимодействия человека и окружающего мира. Поэтому, признавая боевое искусство как всемирный феномен, мы в ходе данной статьи будем подразумевать под боевым искусством те стили, которые родились и получили развитие именно на Востоке.
Причину зарождения феномена боевых искусств нельзя понять, если не разобраться с логикой возникновения цивилизации как таковой, и ее квинтэссенции – государства. До эпохи цивилизации люди были сравнительно самостоятельны, то есть каждый человек представлял самодостаточную единицу. Человек первобытнообщинного строя мог сам себя прокормить. Наши северные народы, кстати, до сих пор удивляются, как русские могут умудриться умереть от голода в тундре. Он был способен защитить себя как от четырехлапой, так и от двуногой опасности. Этот же «дикарь», по нашими меркам, мог вполне сносно лечить себя и регулировать свое психическое состояние. Естественно, не со всякой угрозой можно справиться самостоятельно. Потому и возникли отношения в рамках рода и общины. В голодный год взаимовыручка соплеменников (со-племенем) помогала выжить. Если угроза жизни была слишком серьезной, или противников слишком много, вместе сражались. Если не получалось вылечить себя, шли к лекарю. Если горе ломало человека, обращались к шаману. Одним словом между самостоятельностью и общественной поддержкой был определенный баланс.
Мы привыкли свысока посматривать на наших не слишком образованных предков, и подобная картина плохо укладывается в наше мировоззрение? Но и в более поздние времена у многих народов прослеживается эта самодостаточность. За примером далеко ходить не надо. Вспомним наше русское крестьянство, кровь которых течет в подавляющем большинстве наших соотечественников. Вот только не надо рассказывать сказки о вековой забитости и долготерпении. Русский крестьянин, если князья да бояре его «дожимали» всерьез, вполне был способен послать всех по матери, спалить отчий дом и податься хоть в Сибирь, хоть на Дон, а то подальше, вплоть до Америки. Имея только топор за поясом, был способен на голом месте (точнее в сибирской тайге) срубить дом и двор, распахать и засеять землю. Врачей заменяла баня, а модных теперь психотерапевтов молитва утром и вечером (можно верить, а можно не верить, но психотерапевтический эффект искренней молитвы отрицать глупо). Русское крестьянство быстро внушило коренному населению, что с ним лучше дружить, а не ссориться. Нравы аборигенов Сибири мало отличались от американских индейцев, но таких «безобразий» как творили последние, они себе не позволяли. И уж лучше крестьяне, чем казаки, от которых действительно никому не поздоровится. И не единицы авантюристов, которые находились в любом социуме, а десятки и сотни тысяч таких крестьян заселили берега Енисея, Оби, Лены и других сибирских рек. Положа руку на сердце, спросите себя, уважаемый читатель, смогли бы вы в один прекрасный день послать постылое начальство куда подальше, бросить все и уехать в тайгу налаживать на пустом месте новую жизнь? И никакой внешней поддержки, кроме собственных рук, верного топора да православной молитвы? Вот так то. А мы веками повторяем сказки про забитость… Вот уж кто был действительно забитым так это европейские крестьяне. В XVII веке в ходе знаменитых огораживаний английских крестьян выселяли из домов и сгоняли с земли, которую они обрабатывали столетиями, а за бродяжничество просто вешали. И ни возмущений тебе, ни бунтов, ни крестьянских воин.
Можно ли говорить о феномене боевого искусства у первобытнообщинного ирокеза или у русского крестьянина? Если иметь в виду только приемы рукопашного боя или владение оружием, то да. Владели и умели. Кроме того, любой русский мужик с детства был плотником и топором владел не хуже, чем современный геймер клавиатурой и мышкой. А вот до уровня отдельного самостоятельного мировоззрения это никак не дотягивало, не до того было, да и потребности не возникало. Чтобы прийти к идее мировоззрения основанного на боевом искусстве нам нужно сделать еще один шаг, выяснить, как и почему на смену варварству пришла цивилизация с ее самым ярким атрибутом – первыми государствами.
Сложно сказать про возникновение государств в древнем Китае, Египте или Междуречье. Слишком далеки они от нас по времени, очень мало письменных источников, в которых, кроме всего прочего, густо смешаны история и вымысел, типа «и спустился бог Тот на землю и дал он людям…» Но можно судить по аналогичным процессам в более близкий нам период в Европе и на Руси. Что такое темные века в Европе после падения Римской империи? Хозяйство натуральное, власти нет (если точнее, вся власть у того, у кого сила), на дорогах грабеж и прочие прелести. И вот одному из наиболее сообразительных главарей разбойничьей шайки приходит в голову интересная идея. Чем от раза к разу грабить крестьян, иногда вместо добычи получая вилы в бок, лучше предложить им защиту и покровительство в обмен на хоть и меньшую, но регулярную плату «за услуги». Далее вожак доходчиво объясняет своей шайке, что крышевать выгоднее, чем грабить, а несогласные с новым порядком могут идти… куда-нибудь к праотцам. Складывается система понятий, что можно, что нельзя и в какой мере. Как там получилось у князя Игоря с древлянами: «Мало дани собрал. Пойду, соберу еще», вот и разорвали его между двух деревьев, чтобы другим неповадно было «понятия» нарушать. Регулярная «плата» становится налогами, для сбора которых появляются специальные люди – чиновники. Шайка вчерашних разбойников с годами превращается в дружину. Главарь примеряет на себя титул князя (барона, графа). Понятия оформляются в виде свода законов, типа салической или ярославовой правды. Дабы пресечь ненужные конфликты внутри социума новоявленный князь берет на себя функции судьи. В результате мы имеем элементарное государство со всеми основными атрибутами: войском, налогами, законами, судом.
Такая схема возникновения первых государств слишком напоминает современный рэкет? А вы как думали? Подобно тому, как современные состояния, как правило, начинались с воровства, большая часть аристократии имела в своих предках разбойников с большой дороги. Проза жизни, так сказать.
Сущность же данного процесса в следующем. Защита от внешней опасности перестает быть обязанностью каждого члена социума и становится специальностью отдельной группы, которая за это получает с общества определенную плату. Естественно, эта группа ревниво охраняет свою монополию и очень не любит, если кто-то посягает на ее права. Самое интересное, что подобные процессы происходят с одобрения подавляющего большинство людей. Не стоит считать того самого князя или графа извергом, насильно навязывающим людям подобный порядок. Большинство, как правило, согласно поступаться собственной свободой и независимостью в пользу сытости и безопасности. Большинство, но не все. Отдельные личности с данным порядком не согласны, и начинают искать способы защищать себя самостоятельно. Возникает феномен боевого искусства. То есть, на момент своего появления, боевое искусство, по сущности, это реакция социума на узурпацию властью права человека на самозащиту. Цель же боевого искусства – вернуть человеку естественное состояние свободы и самодостаточности, потерянное с приходом в его жизнь цивилизации.
Подобные процессы с незначительной поправкой на местную специфику происходили и в Китае с одной очень важной для нас особенностью. На Востоке централизованное государство сформировалось очень рано и обладало удивительной по западным меркам устойчивостью. Чередовались династии, на смену Хань приходила династия Цзинь, ее сменила Суй и Тан, но общая конфуцианская парадигма китайской цивилизации от века к веку менялась сравнительно мало. Примерно те же ритуалы, те же ценности, неизменные иероглифы. Даже география китайской цивилизации сравнительно однообразна и четко ограничена степями и пустыням с севера, горами с запада и океаном с востока. Здесь не найти ни эллинских всплесков культуры, ни поражающих воображение завоеваний Александра Македонского, ни роста исполинских империй, типа Римской, ни темных веков упадка, ни географических открытий и освоений огромных территорий Америки и Сибири, ни кровавой борьбы религий и мировоззрений. Это не значит, естественно, что жизнь в Китае замерла как в сказочном замке, процессы развития и изменения шли и там, но общая социальная структура восточной цивилизации, по сравнению с западной, более устойчива, более стабильна и более инертна. Именно сопротивление этому многовековому прессингу восточного государства и сформировало тот феномен, который теперь принято называть боевым искусством.
С легкой руки современности мы считаем, что боевые искусства это неотъемлемая часть китайской культуры. Действительно, в последние сто лет боевые искусства на Востоке вышли из тени и даже стали мировым брендом, чего мы еще коснемся ниже, но вот до этого момента дело обстояло несколько иначе. Для традиционного китайского чиновника, воспитанного в рамках конфуцианской морали и этики, мастер боевых искусств это в лучшем случае чудак-маргинал, в худшем же просто преступник.
А что на Западе, неужели там подобной потребности в самозащите не возникало? Уверен, что возникала и не раз. И на Западе было немало деспотий. Однако такой устойчивости они не имели. Возможно, что-то подобное появилось бы в Римской империи, продержись она на 1500 лет дольше. Но темные века положили конец римскому государству и все пришлось начинать с начала. Русь, по мировым меркам, вообще сравнительно молодое государство. Кроме этого на Западе и в России всегда срабатывал предохранительный клапан новых территорий. Там где китаец уходил в глубокое подполье, русский подавался в Сибирь, а англичанин плыл в Новый Свет.
Однако с узурпации права на самозащиту все только начиналось. В основе цивилизации лежит разделение труда. Так со временем средневековая дружина делится на полицию и армию. Первая должна поддерживать порядок внутри социума, вторая защищать его от внешних угроз. Важно здесь то, что увеличивая суммарную силу общества, разделение труда одновременно делает все более зависимым отдельного человека. Цивилизованный человек уже не способен прокормить и обеспечить себя самостоятельно, подобно русскому крестьянину. При цивилизации один человек умеет строить дом, другой копать землю, третий шьет штаны. Но разделите их и двое останутся без дома, двое голодными, а двое без штанов. Вслед за хозяйственной деятельностью начинается монополизация всего того, что поддерживает физическое и психологическое состояние человека. За здоровье «цивилизованного человека» отвечают врачи, за душевное равновесие – священники либо психотерапевты. Таким образом, внутри цивилизации формируются узкоспециализированные кланы, имеющие свою внутреннюю структуру, сословные интересы, общую одежду (мундир или белый халат), даже общий язык из специальных терминов. При всей разнице в атрибутах, общее у них одно – таким кланам не выгодно, чтобы люди научились обеспечивать себя самостоятельно. «Не занимайтесь самолечением» — известный лозунг, который имеет вполне прозрачную логику. Если люди будут лечить себя сами, то что останется делать врачам? Это не значит, что не существует честных полицейских, врачей или священников. На них и держится современная цивилизация. Но сословный интерес здесь однозначен и может быть сведен к простому лозунгу: не мешайте профессионалам делать вас счастливыми.
Последней точкой в истории превращения человека в винтик государственного механизма становится обработка мозгов. Человеку внушается, что существует определенный уровень жизни, которому он должен соответствовать. Иметь машину (даже если на метро ездить быстрее) и обязательно менять ее раз в два-три года, телефон (смартфон, спикерфон) последней модели, часы ролекс (даже если время есть на телефоне), костюм от… галстук… и так далее. Чтобы получить все вышеназванное нужно, понятно, работать и работать много. Много это, по самым скромным подсчетам, 8 часов рабочего времени + час перерыва + 2 – 3 часа на дорогу. Итого около половины суточного времени для того, чтобы быть «на уровне». Государство этот процесс специализации от самого первого разделения труда до современного промывания мозгов всегда поощряет и подстегивает, так как чем более зависимы друг от друга члены общества, тем легче ими управлять.
Теперь, уважаемый читатель, попробуйте поставить себя на место того самого китайского чиновника, в поле зрения которого попали люди не желающие жить по предписанным государством правилам. Не получается? Слишком далеко он от нас? Ну, тогда вполне можно ограничиться вариантом современного «государственного мужа» в пиджаке и галстуке. Итак, в подвале дома по N-улице собираются люди и отрабатывают что-то напоминающее приемы самозащиты. И это при очевидных успехах полиции по снижению уровня преступности по району! Не доверяют, значит, нашим органам правопорядка. Что делать? Вариант первый и самый очевидный – запретить. И запрещали. И на мастеров в Китае гонения устраивали, и монастырь Шао Линь сжигали, и статью про незаконное обучение каратэ в уголовный кодекс вводили. Если чиновник умнее, то есть и второй вариант действий – адаптировать и приручить, поставить под контроль. Установить рамки правил, регулярно проводить чемпионаты и соревнования, тренеров учить и сертифицировать. В результате рождается, то, что мы называем современным спортом. Чрезвычайно полезный общественный феномен: поддерживает физический уровень населения, снимает излишнюю агрессивность, приучает молодых людей соревноваться друг с другом «по правилам», служит превосходным средством развлечения для зрителей и так далее. Заметьте, что речь идет не столько о том, кто кому тыкает пальцем в глаз. Как говорилось выше боксерский удар в челюсть или бросок мельницей не менее опасен, а, кроме всего прочего и отработан в десятки раз лучше большинства «боевых приемов». У боевого искусства и спорта разные цели. Спорт воспитывает личность для деятельности в рамках социальной системы, боевое искусство дает шанс стать независимым от системы. Важный вывод из всего сказанного – спорт всегда будет поощряться и субсидироваться государством, и во все времена любой чиновник будет относиться к боевому искусству в лучшем случае насторожено.
Что ждет нас в будущем? Спорт как социальное явление будет только расти, прогрессировать и усложняться. Тренировки, соревнования, чемпионаты… все это поставлено на поток и приносит радость населению, удовлетворение государственным мужам и неплохой доход устроителям подобных мероприятий. Появляются более мягкие варианты, где занимающемуся уже не нужно участвовать в соревнованиях, ограничиваясь технической и физической подготовкой в зале. Или, еще круче, вообще не участвовать в поединках, ограничиваясь накаткой чистой техники. Подождите, доживем и до стилей боевого искусства по интернету, где занимающийся будет оттачивать приемы не вылезая из кресла с помощью одной мышки и клавиатуры. Опробовать навыки можно будет в интернет – соревнованиях. А теоретики подведут под это базу, что «данный вариант боевого искусства выгодно отличается от других стилей развитием реакции, тактического мышления и полным отсутствием травм».
Как же быть с боевым искусством и какая судьба ждет его? В первую очередь, как уже говорилось выше, не стоит рассчитывать на поддержку властных структур. И пусть в век высокоточного оружия и атомных подводных лодок умение бить удар (или владеть ножом) уже не имеет такого значения как две – три тысячи лет назад. Государству противна сама идея боевого искусства как средства самостоятельности человека. Поэтому сохранение и развитие боевого искусства всегда останется делом и занятием отдельных людей, которых не устраивают навязанные им социальные рамки. При этом развитие боевого искусства только в форме схватки человека с человеком (или одного с двумя, двух с тремя) путь, в общем, тоже тупиковый. Слишком далеко зашел процесс разделения труда, слишком зависимы современные люди от социума. Ну научится адепт паре-тройке приемов, ну начистит физиономию наглому тинейджеру в темном переулке. Чтобы дать человеку шанс стать свободным, одного мордобоя, даже в самом жестком его варианте, в наше время не достаточно. Нужно уметь регулировать свое физическое и психологическое состояние. Без знания и понимания собственной анатомии, физиологии и основ медицины не обойтись. У нас вообще странная цивилизация. «Нормальный» человек может знать, что творится где-нибудь в Боливии на другом конце земного шара, а что происходит на пол сантиметра под его кожей полная terra incognita. Психическое регулирование достигается посредством поиска подходящей точки зрения на окружающий мир. Религиозный это будет взгляд, мистический или махровый атеизм дело десятое. Главное, чтобы это был не навязанный с детства родителями и школой набор штампов, а выстраданная точка зрения, помогающая пройти тот путь, который мы называем жизнью. Во внешнем мире стоит стремиться к экономической независимости. Это не значит идти в скит и добывать себе пропитание собиранием ягод и грибов в ближайшем лесочке. Но специалист в любом деле всегда имеет большую свободу, чем винтик государственной структуры, как бы высоко этот винтик не вращался.
К сожалению, приходится констатировать, что на данный момент боевое искусство в современном обществе представляет собой перегруженное внешней восточной атрибутикой плохо определенное и не вполне понятное явление. Более серьезное, чем фитнес, и менее крутое, чем профессиональный спорт. Преодолеет ли боевое искусство эти рамки – покажет время. Возможно, единственный способ существования и развития чего бы то ни было в этом мире – преодоление навязанных внешних рамок при сохранении цели и смысла, заложенного в момент появления.